Лето – время для отдыха, работы или развития?

Разные старшеклассники по-разному распоряжаются каникулами. Одни позволяют времени течь свободно и следуют этому потоку. Другие «загружают мозг» новыми знаниями, смыслами, что поднимает их на ступеньку в их развитии и расширяет горизонт видения. Что посоветовать ученикам и родителям?

Универсальный ответ таков: спокойно отдыхайте, если вы уверены в готовности вашего выпускника к экзаменам или если ваш девятиклассник выбрал профессию, учебное заведение и разработал программу подготовки. Если ваши дела обстоят иначе, можно предложить ряд программ для заполнения летнего времени:

  1. Профориентация.
  2. Работа как часть профориентации.
  3. Подготовка к отдельным предметам.

Программа летней профориентации может включать ряд, может, и не масштабных «мероприятий», то каких-то приёмов. Конечно же, это традиционное посещение учебных заведений в Дни открытых дверей. Однако в горячие дни абитуры образовательные организации их, как правило, не проводят.

На помощь приходят небольшие организации и частные консультанты, предлагающие свои услуги для ориентации в профессии. Услуги бывают разными. Там предлагают заполнить тесты и по их результатам обсудить возможные варианты предложения сил и направлений подготовки. Возможны и групповые мероприятия в форме экскурсий на предприятия, тренинги, творческие лаборатории, позволяющие выявить интересы и способности к определённым типам деятельности.

 

Работа в каникулы

Работа летом – сильная возможность, но работает как «тяжёлая артиллерия». В теории вероятности есть такое понятие как «выбор без возвращения» – когда можно выбрать что-либо только один раз в отведённое время или из ограниченного числа возможностей. Особенность в том, что при появлении иной, более привлекательной возможности, сделанный выбор уже нельзя вернуть. В сфере профориентации и в условиях ограниченного времени происходит нечто подобное. Например, молодой человек готовился для поступления в медицинский вуз и после десятого класса решил летом поработать санитаром. В результате, увидев медицину совсем с другой стороны, с кровью и гнойными ранами, понял, что не сможет работать врачом. Он хорошо знал химию и биологию, но куда «всё это девать»?

Есть и другие, хотя и менее трагичные примеры, но это сути не меняет: готовился человек к одному, а затем следует резкая смена ориентации из-за неудачного опыта практической работы. Такой опыт может сложиться, например, из-за:

  • плохих отношений с начальником или его равнодушного, формального отношения, ведь многие руководители не берут на себя труд сопровождать новичка и воодушевлённо рассказывать ему о значимости этого дела;
  • неудачных отношений с коллективом – молодой неквалифицированный и временный работник не успевает заработать авторитет и уважение, ему не уделяют внимания; к тому же, в некоторых организациях возможны отношения, чем-то похожие на «дедовщину»;
  • невозможности для молодого работника в силу ограничения его должности попробовать «настоящее дело», на которое он хочет выучиться.

Чаще всего молодые люди работают на тех работах, которые легче найти. Трудно представить себе жителя столицы или Крыма, который хочет стать инженером по сплавам металлов и не прочь поработать на сталеплавильном предприятии: для этого надо ехать на Урал, к тому же работа не гарантирована. Но и на случайных или «непрофильных» работах молодой человек может подсмотреть цепочки создания ценностей от производства до реализации, от запросов клиента до усилий организаций по созданию и реализации услуг.

 

Подготовка к отдельным предметам

Каждый абитуриент обычно знает, в каких вопросах он силён, а в каких нет. Но часто молодые люди испытывают неуверенность в своих силах, не чувствуя нюансов требований конкретного учебного заведения, практики экзаменации. Многие поступавшие говорят: «Знал бы, что здесь обращают внимание на то-то и то-то, готовился бы по-другому». А как узнать уровень требований и тонкости работы приёмной комиссии?

В соответствующих организациях в дни разбора апелляций возникают «тусовки» – очереди из ожидающих зайти в кабинет и кружки из абитуриентов и их родителей, образованные вокруг тех, кто получил ответ комиссии. В таком общении можно узнать многое из того, как работает комиссия, какие ошибки не прощает, на какой балл и за какие просчеты корректирует результат.

Так, моя дочь смогла поднять оценку по русскому языку, доказав комиссии, что они неправомерно снизили баллы из-за отсутствия в эссе примеров из литературы. Примеров было достаточно. Но в процессе просмотра текста комиссия увидела, что не доставало нужных запятых. Только что повышенную оценку опять несколько снизили. В результате – повышение на 2 балла.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Апелляция – обоюдоострое оружие и, атакуя, можно пораниться самому.

Поговорим о другом. Я видел несколько примеров того, как мои подопечные по профориентации смогли за короткое летнее время, когда учиться – это то, чего менее всего хочется, делали прорыв в освоении нужного предмета.

Так, один молодой человек, вооружившись программой и засев за учебники, за два месяца прошёл двухсеместровую программу подготовки по английскому языку. Да, это потребовало предварительной подготовки: приобретения аудиоматериалов, книг, составления плана, моральной мобилизации. Конечно, помогало и окружение: моя помощь состояла в поддержке планирования и мотивировании на успех, а роль родителей – в повседневном участии как в учебном процессе, так и в обеспечении «тыла»: трёхразовое питание, комфортные условия, организация отдыха после занятий.

Другой пример. Мой подопечный после диагностики его интересов и способностей понял, что ему лучше заниматься физикой. Хотя это было интересным ему самому, он не верил в успех, готовился по другим предметам, и так как время было упущено, он уже не рассчитывал поступить в физический вуз. Мы решили рискнуть и поднять курс физики. Решили – мы, а готовиться предстояло ему. Его дремлющий и подавленный интерес оказался сильным мотиватором. Парня оставалось только направлять, чтобы он не увлекался решением интересных задач, а занимался планомерно, осваивая и более скучные для него разделы науки. Здесь опять помог план, контролировать который могли родители, также как и я мало разбирающиеся в физике.

Итак, лето можно, а в ряде случаев – просто необходимо потратить на подготовку к профильным предметам, особенно если они внушают неуверенность. Главное здесь – организация процесса: план, подготовка необходимых материалов и пособий, чтобы не было пробуксовки из-за отсутствия какой-нибудь тетради, которую невозможно купить на даче. Важную роль играет контроль выполнения плана. Он помогает самоорганизоваться, привлечь на помощь родителей, понять, где есть резервы и даже выкроить время для отдыха, перевыполняя план. При этом важно думать о контроле не как об инструменте принуждения, а как о средстве учёта. Это как ставить галочки на списке покупок.

Всё возможно, если к этому есть желание, приложена мотивация и есть план.

 

Чемеков Валерий Павлович

Источник