Летний лагерь: как оценить готовность ребенка к поездке

Надвигается лето, и родители начинают задумываться о том, куда девать детей на эти прекрасные три месяца. Многим нравится идея отправить наследников в загородный лагерь, но смущает вопрос готовности домашнего ребенка к коллективному быту. О том, как подготовить ребенка к первой поездке и чего ожидать от путешествия, «ProРодителю» рассказывает Василий Овчинников, генеральный директор ГАУК «Мосгортур».

Главное, о чем стоит помнить: и для тех детей, кто бывал в лагере и готов к приключению, и для тех, кто не до конца представляет, как устроена лагерная жизнь, — это особая, отдельная реальность с новыми знакомствами, новым опытом и возможностями, временной свободой от родительской опеки и морем положительных эмоций.

Определяем психологическую готовность

В лагере, как и в любом другом сообществе, существуют четко определенные правила и традиции. Поэтому один из главных показателей психологической готовности ребенка — умение следовать определенной инструкции, призывам взрослых. Это особенно важно в первые дни смены, когда дети знакомятся друг с другом и лагерем. Если ребенок «не слышит» или не готов следовать указаниям, ему будет сложно. Вот три самых очевидных и необходимых правила существования в лагере:

  • «Закон ноль-ноль» — уважительное отношение ко времени, явка без опозданий на все лагерные мероприятия
  • «Закон поднятой правой руки» — сигнал «внимание», по которому необходимо перестать разговаривать, шуметь и начать спокойно воспринимать информацию
  • «Закон территории» — уход за пределы лагеря должен быть согласован со старшими, пребывание посторонних людей на территории лагеря также требует согласования.

Следующий показатель готовности ребенка к поездке — готовность к самоорганизации. Если у ребенка сложности с соблюдением режима дня, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены (будет ли чистить зубы и принимать душ без напоминаний, догадается сменить одежду и нижнее белье?), то в лагерь ему ехать еще рано.

Еще одно важное умение — разумное отношение к неудачам. Например, в лагерном футбольном соревновании вратарь пропустил мяч и из-за этого команда проиграла. Ребенок оказался в ситуации неуспеха. Конечно, вожатый обязательно поддержит ребенка: разберет проблему во время вечерней отрядной встречи, переломит ситуацию, поручив ребенку важное и почетное дело. Однако и сам ребенок должен суметь принять сложившуюся ситуацию и помочь вожатому грамотно разрешить ее.

Вообще, дети должны идти на контакт с вожатыми и ровесниками. Жизнь в лагере строится на четко определенных правилах и традициях, взаимоотношениях групп, поэтому умение ребенка стать частью команды очень важно.

Как подготовить ребенка к поездке

Для начала, лагерь и программу смены стоит выбирать вместе с ребенком. Предложений на рынке масса от спорта до лингвистики. Приняв участие в выборе программы и обсуждении лагеря, ребенок будет чувствовать себя автором собственных каникул.

Расскажите максимально подробно о том, что такое лагерь, как он устроен, кто там живет и какие существуют лагерные традиции. Посмотрите фотографии из лагерей: жилых комнат, территорий, спортзалов и столовых. Порассуждайте, в каких условиях хотел бы жить ребенок: сколько человек может быть в комнате, где должен быть расположен санузел. Или, может, ребенок вовсе выберет палаточный городок?

Если сомнения все еще остаются, попробуйте обсудить возможность поездки в лагерь со школьным педагогом или психологом. Эти специалисты порой лучше родителя могут определить психологическую предрасположенность ребенка к поездке.

Возраст имеет значение

В зависимости от возраста ребенок может очень по-разному выстраивать отношения с окружающими, решать вопросы дисциплины и самоорганизации. Дети младшего школьного возраста (7-11 лет), обычно крайне любопытны, энергичны, впечатлительны, непосредственны и легко идут на контакт. Их основной способ знакомства с миром — игра. Именно поэтому основной акцент в программе для малышей вожатые сделают на коллективных играх, коротких и простых мастер-классах, спортивных соревнованиях и эстафетах, театрализованных постановках.

Самая же большая проблема этого возраста — слезы и тоска по дому в первые дни пребывания в лагере. Родителям стоит успокоиться — в начале смены домой просятся практически все. Это временное явление, связанное с периодом адаптации, который может длиться до недели. Главное — не паниковать, и дать ребенку возможность привыкнуть и осмотреться: познакомиться со сверстниками, почувствовать себя важной частью отряда. Но если ребенок начинает проситься домой в середине или конце смены — к таким сигналам необходимо прислушаться.

Главная черта подросткового возраста (11-14 лет) — подчеркнутая независимость суждений и действий. Дети в этом возрасте активно противятся давлению и навязыванию поведенческих установок, часто идут на конфликт. Поэтому грамотные вожатые ведут себя с ними не как с воспитанниками, а как с союзниками, активно вовлекая подростков в заботу о младших детях, участие в лагерных и отрядных концертах, фестивалях, соревнованиях. Активные, уверенные в себе дети обычно без труда вливаются в лагерную жизнь и не скучают по дому. Трудности могут возникнуть у робких и застенчивых ребят, у них период адаптации может занять до 5 дней. Будет хорошо, если с таким ребенком в лагере отправится друг.

Для детей старшего школьного возраста (15-17 лет) характерно активное развитие навыков логического и теоретического мышления, потребность в общении со сверстниками, самоутверждение, первые попытки взять на себя ответственность. В этом возрасте люди охотно собираются всем отрядом, чтобы поговорить «по душам», попеть под гитару, устроить костер. Для ребят этой возрастной категории подходят беседы на какие-нибудь «острые темы», интеллектуальные игры, театральные постановки, концерты.

Источник