Классное руководство в проектном классе: дополнительная нагрузка или возможность самосовершенствования?
Из опыта работы
Хочу поделиться с вами неоценимым опытом, который я получила, когда мне доверили классное руководство в классе проекта «Медицинский класс в московской школе».
Мой первый класс как классному руководителю мне доверили в 2018 году и сразу это стал класс проекта «Медицинский класс в московской школе», в который наша школа включилась в 2017 году. Цель проекта — подготовить компетентных и осмысленно выбравших будущую профессию специалистов.
Чем раньше школьник примет решение получить углубленные знания и практику, тем больше у него шансов на поступление в медицинские вузы и колледжи. Задача классного руководителя проектных классов — всесторонне помогать своим подопечным. Очень много зависит от уровня включенности его в процесс и ориентированности на результат. Для меня назначение классным руководителем в такой класс была большая ответственность и в то же время — как это было интересно!
В этом проектном классе ребята углубленно изучали химию, биологию и математику, чтобы получить фундаментальные знания, а в дальнейшем — и более высокие баллы для успешного поступления на медицинские специальности. Многие дети были конечно не готовы к таким нагрузкам. Поступая в этот класс, не представляли, какой объем информации будет им предложен. Приходилось много разговаривать, объяснять, искать примеры из истории медицины, работать 24/7. Порой даже доказывать, что углубленные знания, всестороннее знакомство с медицинскими профессиями, погружение в жизнь медицинского сообщества поможет им уверенно сделать первые шаги в такой сложной, но очень важной работе.
В рамках проекта в школу поступило оборудование для Медицинского класса. С помощью интерактивного анатомического стола ученики изучали строение органов, а на тренажерах отрабатывали навыки оказания первой помощи. Приходилось вместе с ними учить теорию, готовиться к зачетам и контрольным, помогать регистрироваться на мероприятия, выискивать «жемчужины» из большого количества предлагаемых активностей, так как совсем немногие в пятнадцатилетнем возрасте знакомы с процедурой регистрации.
Для учеников проектных классов были предусмотрены обязательные спецкурсы, позволяющие закрепить теорию на практике. Так, столичный Департамент образования совместно с Сеченовским университетом, который выступал куратором проекта, разработал спецкурс «Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека».
Я была у моих подопечных и как «учебный манекен», на котором они отрабатывали навыки бинтования всех конечностей, и как «больной», на котором они учились измерять артериальное давление, пульс, частоту дыхания, делать ЭКГ и спирометрию, анализировать полученные результаты.
Еще один обязательный пункт в программе обучения будущих медиков — погружение в профессиональную среду. Учащиеся были зачислены в один из шести профильных колледжей Москвы — им предлагалось освоить специальность младшей медсестры. Два года один раз в неделю мы с ребятами приезжали в колледж. По дороге обсуждали занятие, я проверяла у них домашнее задание, они делились со мной полученными знаниями.
За время руководства этого «медицинского класса» я поняла, что классный руководитель должен быть «администратором и управленцем» потому, что как и от руководителя в современной московской школе, так и от классного руководителя напрямую зависит эффективность работы такого класса, работы проекта, скоординированности действий многих организаций, которые участвуют в создании новой ступени образования — начального профильного образования.

Занятие со спасательным отрядом МЧС «Центроспас»
Во всей этой образовательной среде классный руководитель должен принимать непосредственное участие как координатор, направляя каждого из своих подопечных в нужное русло. И здесь его большими помощниками должны оказаться родители. Работа с родителями — это также большая часть работы классного руководителя: нужно искать новые формы общения, формы содружества, сотворчества. Тогда и наша работа будет более эффективной.
Обучение в медицинском классе позволяет старшекласснику заранее прикоснуться к профессии врача и честно ответить самому себе на вопрос: готов ли он сделать медицину делом своей жизни? И если ответ положительный, получить уникальные знания и навыки, которые снизят порог вхождения в профессию.
Многие мои выпускники уже стали фельдшерами, медицинскими сестрами, заканчивают обучение в медицинских вузах. Я очень горда тем, что принимала непосредственное участие в становлении этих молодых людей, считаю поставленную передо мной задачу выполненной — задачу помочь детям сделать правильный выбор, соответствующий их интересам, способностям, личностным качествам, предостеречь от возможных ошибок.
Стрюченко Ольга Валентиновна, учитель ГБОУ Школа № 1861 «Загорье», город Москва