Как увлечь ребенка математикой

Небольшой поселок под Евпаторией. Типовая пятиэтажка. Простенькая квартира, заваленный бумагами стол, стены, увешанные цифровыми столбиками и спиралями, схемами, картинками, чертежами…

Бывший инженер и программист Анатолий Талых всю свою жизнь посвятил математическим изысканиям. По образованию инженер-технолог, работал на известном авиадвигателестроительном предприятии, создавал программы для космического корабля «Буран». Математика для него больше чем работа и хобби, это настоящая страсть.

Талых разработал собственную систему обучения детей математике. В основе его методики теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная советским инженером-патентоведом, изобретателем, писателем и ученым Генрихом Альтшуллером. По мнению Талых, ТРИЗ необходима именно сегодня, когда ежедневно мы вынуждены перерабатывать гигабайты всевозможной информации.

Сейчас Анатолий Талых занимается репетиторством: его ученики-третьеклашки щелкают задачки для седьмого класса. А пятиклассники легко решают то, над чем ломают головы выпускники школы и студенты. Правда, для этого используются альтернативные способы решения, которые редко применяются в стандартной школьной программе.

Математик-энтузиаст рассказывает, что нашел новый способ доказательства теоремы Пифагора. «Хотите подробности?» — спрашивает Талых. Неосмотрительно соглашаюсь. И начинается взрыв мозга. Математику и гуманитарию трудно найти общий язык. Но мы пытаемся. В какой-то момент решение сложных задач начинает казаться легким, а математические символы складываются в удивительные образы. Но стоит моему собеседнику замолчать, и понимание рассеивается, как мираж.

А собеседник переходит на более сложный уровень, быстро пишет формулы, чертит схемы. Влияние гравитации, математический магический квадрат, куб четвертого измерения… На мой недоуменный взгляд понимающе вздыхает: «Детям такое понимать проще. Их разум не так скован, как у взрослых».

— Наука уже не может развиваться дальше по привычным схемам. Пришло время перемен. Но говорят же, что новые идеи могут занять свое место в мире только после того, как умрут старые, — говорит математик. — Пора перешагнуть ограничения академической науки и идти дальше.

И он идет. Даже запатентовал новое направление — «Решение задач из одной точки».

— Как развивается яйцо, как паук плетет паутину, как растет подсолнух? Везде прослеживается одна и та же математическая закономерность, — поясняет Талых. — На том же подсолнухе, например, каждый лист появляется через трое суток, а каждые пять листьев заканчивают спиральное движение на стволе. То есть шестой лист вырастает напротив первого. Винтовая симметрия. Я исхожу из стволового движения спиралей у растений, которые можно вытянуть в одну линию. Это система, по которой работает природа, создавая различные формы жизни. Понимаете? Математические коды позволяют понять многие процессы в жизни. Не только науку. И поэзию, и музыку, и литературу. Гении интуитивно острее чувствуют этот шифр, поэтому творят шедевры. Но теоретически ему можно научиться. Понимая, как работает природа, можно достичь понимания физики, математики, истории, философии.

Если честно, то далеко не все коллеги воспринимают идеи и методику Анатолия Талых, а кто-то и вовсе считает его чудаковатым профессором. Но факты — вещь упрямая: у Талых почти двадцать учеников, и все они осваивают курс математики и физики на три года раньше, чем это предусмотрено школьной программой. А потом поступают в престижные вузы.

Руслан Мельников, «Российская газета»