Как театр помогает бороться с буллингом

В этом году на базе четырех уфимских школ реализуется необычный социальный проект под названием «О чем я молчу». Ученикам 7-8 классов предложили попробовать себя в роли драматургов и написать пьесы на волнующие их темы.

В написанных детьми пьесах играли профессиональные театральные актеры. / Айгуль Камаева

При чем здесь буллинг

Перед началомпоказа одного из спектаклей по произведениям подростков в Уфимском государственном татарском театре «Нур» директор Центра драматургии и режиссуры РБ, театральный продюсер Алия Яхина призналась, что проект «О чем я молчу» очень личный и затрагивает ее собственную боль. Дочь Алии была жертвой травли в школе и кибербуллинга в интернете.

— На тот момент мне не хватало рядом людей, которые прошли через подобное и могли бы посоветовать, что делать, как помочь ребенку. Моя семья более-менее справилась с ситуацией. Но другим нужна помощь, ведь проблема буллинга в школах чаще всего замалчивается, а о ней надо говорить прямо. В этом отношении дети гораздо честнее, чем взрослые. Поэтому наш проект включает в себя работу не только с подростками, но и с родителями и педагогами. При поддержке Фонда президентских грантов мы проводим для мам и пап курсы по антикризисной поддержке и правовому сопровождению, а для учителей — семинары-практикумы по урегулированию и предотвращению школьной травли, — рассказала Алия Яхина.

Основной акцент в проекте делается все-таки на детей.

— Театральная лаборатория «Драмквадрат» для подростков существует с 2017 года, но в этом году мы немного переформатировали ее работу: привлекли к участию в проекте в первую очередь ребят, которые были вовлечены, стали невольными участниками школьной травли. Нам помогли в этом школьные социальные педагоги, — уточнила Алия Яхина.

На первом этапе психологи проводили мастер-классы и обучали детей методам психологической защиты, развивали у них коммуникативные навыки, а шеф-драматург Ангиза Ишбулдина показала на практике, как создавать пьесы и сценарии на волнующую их тему. Она, кстати, уверена, что это под силу каждому.

В итоге дети написали пьесы, а на втором этапе театральные коллективы Уфы начали по ним создавать экскизы-постановки. При этом некоторые режиссеры вносили правки в сценарий, а другие сразу брали пьесы в работу, практически ничего не изменяя.

— Мы надеемся, наш проект научит детей не держать боль в себе, через творчество выражать свои мысли и переживания и достучаться до родителей, друзей, учителей. Кстати, очень важно, чтобы на показах были мамы и папы юных драматургов, так взрослым будет проще понять, что беспокоит их ребенка, — считает Ангиза Ишбулдина.

По ее словам, проект интересен и театрам, так как у них появляется новый зритель и идет популяризация профессии драматурга.

Занавес открывается

Юные драматурги с нетерпением ждали начала показа, заполнив холл театра «Нур» задолго до назначенного времени. Подростков заранее предупредили: в театре покажут только часть пьес, но практически каждый участник проекта втайне надеялся, что его историю точно инсценируют.

15-летняя Малика немного расстроилась, когда узнала, что ее пьеса не попала в шорт-лист, но искренне порадовалась за подругу, которой повезло больше.

— У меня еще будет звездный час, и не один, — уверенно заявила Малика.

По словам девушки, проект ей помог не только научиться писать пьесы (она серьезно задумалась о профессии драматурга), но и дал важные знания, которые могут помочь избегать сложных ситуаций в будущем.

— Я тоже становилась жертвой буллинга, пришлось выбираться из этой ямы самой, чтобы не тревожить маму. Тогда мне очень пригодились бы те знания, что нам дали на проекте «О чем я молчу». Меня травили за лишний вес. Но в итоге я похудела и сумела заставить ребят уважать меня. Мы все стали старше и умнее, — говорит девушка.

14-летний ученик школы №49 Марат считает, что с буллингом так или иначе сталкивается каждый подросток.

— Я не исключение, но у меня был план действий, который реально помог решить проблему, а теперь я знаю, как помочь другим, — отметил Марат.

Кстати, эскиз по его пьесе «Точка» в тот день был показан на подмостках театра «Нур», только сам автор был не совсем доволен увиденным.

Бить тарелки разрешается

Юный драматург рассказал, что в основу его пьесы лег конфликт двух поколений. С одной стороны — подросток, который хочет заниматься тем, что ему по душе, с другой — родители, заставляющие его делать то, что он не хочет. Это тоже своего рода травля, считает Марат.

Но у автора главным героем был подросток, тогда как в постановке на первый план вышел отец. Во время обсуждения показа режиссер Виктория Емелева объяснила, что в данном случае она делала эскиз пьесы, но вытащила на поверхность то, что и так было в произведении. Постановка получилась резкой, жесткой, на сцене вдребезги разбивали тарелки, но в итоге отец подростка оказался не таким уж плохим человеком, просто его тоже в детстве заставляли заниматься нелюбимым делом, тогда как он просто хотел играть в футбол. Кстати, зрительский зал на пьесу «Точка» отреагировал бурными аплодисментами.

Да и остальные постановки были на не менее злободневные темы. Это и травля в школе, и последствия попыток похудеть, и сверхконтроль жизни подростка родителями, и жизнь ребенка, чьи мама и папа постоянно ругаются. Чаще всего проскальзывала тема одиночества, но все постановки закончились хеппи-эндом.

По мнению одного из ведущих артистов ТЮЗа Дмитрия Широнина, самое главное в этом проекте — его социально-терапевтический эффект.

— У детей проблемы, но они молчат, а мы, родители, даже не хотим слушать, ведь у самих куча забот и дел. Учась писать пьесы, ребята получают возможность осознать, что о своих проблемах можно и даже нужно говорить, и тогда они будут решаться, — считает Дмитрий.

Психолог Екатерина Сахарова с ним полностью согласна.

— Самое главное — ребята получают свободу самовыражения. Проект «О чем я молчу» очень много дает и детям, и родителям. Последние благодаря этим пьесам могут понять, что на душе их ребенка. Проект не столько про театр, сколько про проработку психологических проблем, — подчеркнула психолог.

Как отметила директор Центра драматургии и режиссуры РБ, театральный продюсер Алия Яхина, все пьесы, написанные детьми во время проекта, будут опубликованы в едином электронном сборнике, чтобы все драмкружки могли использовать материл для своих постановок.

— Ничего не имею против классиков, но детям будем гораздо интереснее играть спектакли про себя, — считает Алия Яхина.

Мнение

Гульсара Хатмуллина, замдиректора по воспитательной работе башкирского лицея №136 имени М. Искужина:

— После просмотра спектаклей у меня внутри все закипело, потому что я видела настоящую боль детей. Мне кажется, виноваты в этой боли мы, взрослые. А ведь многие пьесы написаны нашими тихими, спокойными девочками, по которым не скажешь, что у них что-то не так.

Компетентно

Александр Прохоров, медицинский психолог Республиканского клинического психотерапевтического центра:

— Травля сама по себе не заканчивается. И не всегда переход ребенка в другую школу решает проблему, потому что часто у него закрепляется привычка вести себя именно как жертва. А в старом коллективе быстро находят нового изгоя. Важно, что последствия буллинга наблюдаются у всех его участников: жертвы, агрессора и наблюдателей. В итоге все они нуждаются в помощи психологов.

Кстати

В проекте «О чем я молчу» приняли участие 80 школьников, 40 родителей и 20 учителей и сотрудников четрыех пилотных школ — башкирский лицей №136 им. М. Искужина, школа №49, Центр образования «Спутник» с. Чесноковка и СОШ с. Шамонино.

 

Источник