Как направить энергию взаимодействия педагогов и родителей в конструктивное русло

Кандидат педагогических наук Ирина Писаренко об устранении трений между педагогами и родителями

В чем суть конфликтов между школой и родителями? Кому принадлежит приоритетное право влиять на ребенка, на его настоящее и будущее?

Ирина Писаренко, которая много лет посвятила исследовательской работе в сфере семейной психологии (по ее инициативе была создана первая в России кафедра педагогики и психологии семьи), согласилась поделиться своим видением пути к налаживанию конструктивных отношений с родителями. Предлагаем вашему вниманию первую часть публикации, где Ирина Алексеевна говорит о природе возникающих в отношениях школы и семьи конфликтов, а также – о подходе к их преодолению.

 

В советское время ответственность за общее образование несло государство. Сейчас де-юре ситуация изменилась. По нашему законодательству за образование и воспитание ребенка отвечают родители. Поведение родителей тоже изменилось. В СССР участие семьи в образовании ребенка ограничивалось посещением родительских собраний и некоторыми корректировками поведения детей. Мир школы был в определенном смысле автономен от мира семьи. Каждый решал свои задачи.

Сейчас родители стали более активно интересоваться происходящим в школе, более внимательно относиться к издержкам, которые возникают в процессе образования. Почему? Во-первых, многократно возросла ценность ребенка как субъекта, как члена семьи, а чем более значим субъект, тем больше внимания ему уделяют. В советское время взрослые проще относились к тому, как дети одеваются, чем увлекаются или как проводят свободное время.

Во-вторых, расширилась информационная среда. С появлением интернета современные родители получили доступ к психологическому и педагогическому знанию и заблудились в психолого-педагогических идеях. У семьи не всегда хватает компетентности, чтобы понять, что серьезно влияет на развитие ребенка, а что нет.

Многие родители активно интересуются школьной жизнью и сопоставляют происходящее в школе со своими представлениями о должном. И если это не согласуется с его школьным опытом, родитель считает, что школа что-то делает не так. Этому способствуют и распространяемые в интернете обсуждения, высказывания популярных блогеров (порой не имеющих специального образования и достаточного уровня компетентности). Например, родитель прочитал о своём праве на отказ от вакцинации и категорически не желает, чтобы его ребенка вакцинировали. Специалистам бывает сложно объяснить мамам и папам, что это порождает большие риски для других детей в школе и, в конце концов, для самого ребёнка.

С другой стороны, в педагогическом сообществе все еще преобладает старая парадигма мышления. Так же как ранее учителя советских школ, многие педагоги общаются с мамами и папами с доминирующей позиции «я лучше знаю, что надо вашему ребенку». Например, настаивают на том, что родитель должен наказать ребенка за совершенный в школе проступок. Или учитель говорит: «Вашему ребенку надо больше сфокусироваться на изучении такого-то предмета, потому что у него есть к этому способности».

Понятно, что это вызвано «миссионерской» позицией учителей, ведь долгое время именно они брали на себя ответственность за образование и воспитание детей. Поэтому в России во многих случаях система продолжает диктовать родителям те цели и уровни образования, которые кажутся адекватными учителю и школе. Это часто вызывает протест со стороны родителей.

Конечно, педагог как подготовленный профессионал может лучше оценить способности и склонности ребенка. Но родители имеют иное представление о своём ребёнке и иное видение перспектив его дальнейшего развития. Получается, родители и школа находятся в разных информационно-ценностных полях. Различие в ценностях и представлениях порождает конфликт. Что же делать? Как быть в этой ситуации школьным администраторам и учителям?

 

В другой парадигме

Прежде всего нужно изменить парадигму отношений школы и родителей. Выстраивая отношения с семьями учеников, школа зачастую не учитывает изначальную позицию родителей по отношению к образованию своего ребенка, их готовность включиться в школьную событийность и решение образовательных задач. У разных родителей эта готовность может существенно различаться.

Поэтому на этапе вхождения в образовательную организацию необходим договор между родителями и школой о мере участия родителей в образовательном процессе. Если не дифференцировать эту меру, то для одних семей требования школы будут избыточны, для других — недостаточны. И в том и в другом случае мы получим конфликты, хотя их причины будут разными.

При поступлении в школу можно предложить родителям заполнить анкету. Пусть каждый родитель самостоятельно определит, что он ожидает от школы, какой уровень сопровождения и информирования предпочел бы, хотел бы он получать рассылку или ходить на очные встречи, интересно ли ему общение в соцсетях, в личном чате и т.п.

Рекомендуется определять в такой анкете не только предпочитаемые каналы коммуникации, но и меру помощи: возможно, родитель хочет участвовать в школьных мероприятиях, в разработке программы развития школы или стать организатором школьных проектов.

Проанализировав полученные анкеты, вы обнаружите, что среди родителей есть те, кто готовы дневать и ночевать в школе, и те, кто не хотят вникать в тонкости ФГОСов, а стремятся просто получить результат. Семьи разные, у родителей разный уровень профессиональной занятости, поэтому и мера их включённости в школьную среду может быть разной.

Выделите самых активных и неактивных. Определите все возможности участия родителей в работе школы. Тогда вы обнаружите, что у вас становится меньше проблем с их вовлечением. Ещё нужно помнить, что есть «эффект заражения». Если пять родителей из тридцати пяти учеников решили активно участвовать в жизни школы, дайте им возможность рулить. А главное — информировать менее активных родителей о делах в школе. Присоединяться всегда легче, чем инициировать. И если мы вспомним последовательность вхождения в любую деятельность (знаю — хочу — могу сделать), то именно информирование о школьных инициативах является первым шагом к объединению родителей со школой.

Когда семьи сами в чем-то участвуют, им позднее будет сложно это критиковать. Если они сами разработали школьное меню и проконтролировали его исполнение, какие у них могут быть претензии к школе?

Может возникнуть и такой вопрос: как быть, если родитель вообще ничем не хочет заниматься? Здесь лучше встать в распространённую в некоторых странах позицию и сказать себе: образование ребенка — это зона ответственности родителей. Школа даёт им возможности. А как они ими распорядятся — их дело.

Источник