Графический диктант для дошкольников

Какие полезные навыки развивают диктанты

«Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек. А теперь добавим ножек – получился осьминожек». Эта песенка из мультфильма знакома и детям, и взрослым. Именно с «палочек» начинается детское творчество: из простейших комбинаций робких или, наоборот, порывистых чёрточек рождаются первые детские картинки. Позже рисунки детей становятся более объёмными и похожими на прообраз, в ход идут цветные карандаши и краски. Однако за логичным развитием художественных талантов о палочках и чёрточках забывать не стоит: они необходимы для развития графических навыков. Как вы уже догадались, речь идёт об активно используемых в современной педагогической практике графических диктантах. Какие полезные навыки развивают диктанты?

 

Графический диктант – развивающая игра?

Графический диктант, или рисование по клеточкам, – это упражнение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе ребёнок рисует линии на бумаге, строго следуя инструкции, которую проговаривает взрослый. В результате получается забавная картинка. Несмотря на то что рисунки по клеточкам просты и незамысловаты, дети всегда радуются, когда через 5–7 минут после начала диктанта на листке – вдруг! – появляется домик, собачка, машина, змея, цветок или слон. Эти полезные занятия дошкольники воспринимают не как урок, а как игру, в которой, будучи внимательным и аккуратным, можно одержать победу.

Некоторые дети, научившись графическому диктанту в детском саду, дома даже просят родителей «надиктовать» картинку. И схем клеточных диктантов разного уровня сложности сейчас можно найти очень много.

 

Какие навыки развивает графический диктант

Выполняя графический диктант, ребёнок тренирует сразу несколько полезных для школы навыков.

  • Проводя карандашом чёрточки вправо и влево, вверх и вниз, дошкольник учится ориентироваться в пространстве.
  • Пытаясь совладать с карандашом или ручкой, он учится ловкости и точности движений руки, тем самым подготавливая руку к письму. Опытные педагоги считают, что графический диктант – хорошая основа для формирования каллиграфически правильного почерка.
  • Развитием мелкой моторики, графических навыков и пространственных представлений польза графических диктантов не ограничивается: для правильного выполнения задания ребёнок должен внимательно слушать и слышать учителя, не отвлекаясь на шорох за окном или шёпот соседа. Умение сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, – одно из самых важных для школьника. Согласитесь, благодаря развитому слуховому и зрительному восприятию дошкольнику уже будет намного легче учиться.
  • Игровые упражнения – а именно так называют иногда графические диктанты – дают также простор фантазии и воображению. А интересные сюжеты превращают даже сложные задания в увлекательную игру.

 

Как правильно проводить графический диктант с ребёнком

Прежде чем использовать тетрадь, ребёнка стоит познакомить с чистым белым листом бумаги, чтобы добиться свободного движения кистей рук. Для выполнения графических диктантов дошкольнику понадобятся:

  • умение обводить трафарет;
  • знание различных видов штриховки;
  • умение рисовать прямые, волнистые, ломаные линии в разных направлениях, не отрывая карандаша от бумаги;
  • понимание пространственных направлений – вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево;
  • умение ориентироваться в счёте от 1 до 10.

Потренируйтесь с дошкольником ставить точки или рисовать кружки по заданному «адресу», например в левом нижнем углу. Хорошей практикой перед выполнением графического диктанта станет рисование по точкам. Шаблоны рисунков можно легко найти в Интернете и распечатать.

Только когда дошкольник будет свободно ориентироваться на листе бумаги, уметь соединять точки и раскрашивать, не выходя за контуры, можно начать занятия в тетради в клетку (сначала – в крупную, потом – в мелкую) – вместе строить простейшие фигуры и узоры по клеточкам, а затем перейти непосредственно к графическим диктантам. Опытные педагоги советуют учить ребёнка двигаться не только по горизонтали и вертикали, но и по диагонали – в сложных графических диктантах такие «манёвры» не редкость, да и вообще хорошо, если дошкольник будет знать такие геометрические фигуры, как треугольник, ромб и трапеция.

В 5 лет ребёнок под диктовку вполне может нарисовать простые картинки, например домик с трубой или цветок. Для детей 6–7 лет графические диктанты можно выбирать посложнее – с наличием линий по диагонали, например ракету. Помните о времени занятий: дети 5–6 лет смогут удерживать внимание на задании не более 20 минут.

Для графического диктанта ребёнку понадобится тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы была возможность исправить ошибку. Взрослому – инструкция со схемой. Что касается обсуждения изображения, то не обязательно говорить ребёнку, что именно получится в итоге, пусть рисунок станет приятной неожиданностью.

Перед началом диктанта поставьте ребёнку точку отсчёта и приступите к диктовке: «Двигаемся на 3 клеточки вниз, 2 клетки вправо». Диктуйте не спеша, делайте паузы, чтобы ребёнок успел сообразить и сделал правильный «шаг».

 

Виды графических диктантов: от узоров до графических историй

  • Узор по клеточкам. Тренировочный узор – простейший вид графического диктанта. Например: «Отступите 4 клетки вправо и 7 клеток вниз. Начинайте узор: 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 вправо, 1 вверх 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз». После завершения элемента можно предложить детям продолжить узор самостоятельно – до конца строки.
  • Дорисуй половинку. Продиктуйте ребёнку левую половину симметричного рисунка, например ёлочки, сердечка, паука или бабочки. Затем предложите дорисовать правую часть. Вот левая часть ёлочки: «2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз».
  • Зеркальное отражение. Под диктовку ребёнок делает рисунок, а затем повторяет его самостоятельно в зеркальном отражении. Для этого вида графического диктанта нужно выбрать несимметричный рисунок, например змейку, ключик или тюльпан с одним листом. Так, если в оригинале лист на цветке справа, в зеркальном отражении он будет слева: «1 клетка влево, 8 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 6 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 6 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 5 вниз, 1 влево».
  • Графическая история. На одном листе ребёнку предлагается нарисовать под диктовку сразу нескольких героев и составить рассказ. Например, можно объединить пару простых схем: змейку и цветок, белочку и ёлку.
  • Сложные шаги. Если ребёнок отлично справляется с предыдущими видами графических диктантов, можно предложить ему сложный диктант – с большим количеством передвижений по клеточкам и длинными шагами, в том числе и по диагонали.
  • Без диктовки. Детям от 6 лет можно предлагать графические диктанты и для самостоятельной работы: путь рисуют по инструкции, а готовый рисунок сравнивают с образцом. Чтобы ребёнок не запутался, посоветуйте ему вычёркивать каждый сделанный «шаг». Такой графический диктант – прекрасная тренировка усидчивости и самоконтроля.

Источник