Говорите, говорите, говорите! Советы логопеда по развитию детской речи

Воспитатели бьют тревогу: в детский сад один за другим приходят малыши, которые почти не говорят.

В норме речь ребёнка формируется с двух-трёх месяцев до пяти лет. За это время, начиная свои познания с первых гласных звуков, малыш учится связно говорить, а его словарный запас увеличивается в среднем до 2 000 слов. Но в последнее время всё больше детей страдают задержкой речевого развития и разными дефектами речи — от дислалии до заикания.

Какие причины лежат в основе нарушений, что такое фонематический слух и как его тренировать дома с ребёнком, чтобы заложить основы правильной и красивой речи, рассказала учитель-логопед Дарья Столярова.

— Задержка речевого развития стала печальной данностью: о ней говорят и воспитатели в детских садах, и неврологи, и логопеды. А красноречивые примеры едва-едва говорящих малышей трёх-четырёх лет можно увидеть прямо у себя во дворе. Каковы причины задержки речевого развития у детей дошкольного возраста?

— На мой взгляд, это происходит из-за того, что между родителями и детьми стало меньше общения. Я замечаю, что на прогулках взрослые мало разговаривают с малышами — дети сами по себе. Влияет и то, что ребята мало читают. Общение и совместное чтение заменяют гаджеты, ведь проще дать в руки ребёнку телефон, чем поговорить или позаниматься с ним. Из-за этого количество неговорящих или плохо говорящих детей растёт.

Но на занятия к логопеду приходят уже дети с нарушением звукопроизношения и фонематического слуха. Если же у малышей и вовсе тяжёлые дефекты речи, они направляются в логопедические сады. Такими мы считаем плохо развитую связную речь, разговор только односложными предложениями, маленький словарный запас, отсутствие навыка составить рассказ по картинке или серии картинок.

— Неврологи и логопеды советуют родителям в качестве профилактики или борьбы с задержкой или дефектами речи у детей развивать мелкую моторику: играть в пальчиковые игры, заниматься рукоделием. Почему это так важно?

— Мелкую моторику действительно необходимо развивать, потому что она запускает речевые процессы, способствует развитию таких высших психических функций, как внимание, мышление, воображение. Существует большое количество пальчиковых игр, которые можно и нужно практиковать не только на занятиях с логопедом, но и родителям дома.

Кроме пальчиковых игр, для развития мелкой моторики я использую стол для работы с песком, крупой и водой. Когда мы с детками трудимся над автоматизацией того или иного звука, я прячу там картинки, в названии которых, например, есть звук «ш». Ребёнок достаёт картинку, проговаривает слово и одновременно работает над мелкой моторикой. То же самое и с кинетическим песком: тут можно писать пальчиком буквы или выкладывать узоры из крупы или бусин. Ещё дети любят игры с прищепками. Например, я вырезаю кружок — солнышко, а рядом мы кладём прищепки — лучики. Ребёнок, прикрепляя каждую прищепку к солнышку, называет слово на заданный звук. Подобные игры легко можно устроить дома. Я вообще все упражнения провожу в игровой форме, так как это естественный для детей вид деятельности.

— Развитие речи, в частности устранение дефектов, — большой труд и для вас, и для ваших маленьких учеников. Однако вы в своей работе стараетесь пройти этот путь через увлечение, проводите тематические праздники, в том числе логопедические недели. Как они проходят и чем полезны детям?

— В логопедических неделях участвуют все дети подготовительных групп. Открытие мероприятия — это всегда праздник, и каждый год я стараюсь придумывать новые сценарии, чтобы не повторяться. В первый день мы рассказываем ребятам, какие творческие испытания их ждут. Увлекаем малышей в сказку, где они по сценарию должны, например, найти пропавшие на планете Речи в стране Алфавитии буквы, которые украл дед Буквоед. Выполняя разные задания, ребята в игровой форме повторяют буквы, учатся из слогов составлять слова и предложения.

Этот праздник мы всегда разделяем с родителями. Например, проводили семейные конкурсы «Сделай букву сам» и «Лучшая сказка о букве». Как показал опыт, взрослым это тоже интересно: они мастерят с детками буквы из дерева, картона, вышивают. Все работы потом участвуют в выставке, но самое ценное — это время, которое мамы и па пы проводят с ребёнком. Также мы просим детей вместе с родителями придумать сказки о буквах, а потом на чаепитии они рассказывают их другим малышам. Из этих сказок на логопедических неделях создаются книги. Позже ребята вместе с воспитателями мастерят для них красивые обложки и пополняют ими библиотеку группы.

— Вы уже обмолвились о большой роли родителей в процессе развития речи у детей. Что можете посоветовать мамам и папам, чтобы их дети заговорили своевременно и красиво?

— Самый простой и главный совет — больше общайтесь с детками. Разговаривайте с малышом, даже если он пока не произнёс своего первого слова: описывайте окружающие предметы, давайте в руки игрушки, рассказывая малышу о цвете, размере, характере того или иного персонажа. Читайте детям книги и просите пересказывать, когда они уже овладеют речью. Вместе придумывайте истории о героях или сказки. С раннего возраста развивайте мелкую моторику с помощью специальных пальчиковых игр, изобретайте упражнения в формеигры, направленные на развитие фонематического слуха. Если же ребёнок двух-трёх лет молчит, это повод обратиться к специалисту.

— Что такое фонематический слух и как его развивать самостоятельно?

— Фонематический слух — слух, обладающий способностью узнавать и различать звуки речи, составляющие звуковую оболочку слова. Когда он не развит, это значит, что малыш не различает фонему, например близкие по звучанию или далёкие звуки. Фонематический слух играет большое значение. Если он не развит, то в будущем ребёнок будет писать так, как говорит, и допускать много орфографических ошибок.

Занятия по развитию фонематического слуха мы начинаем с того, что слушаем и ищем определённый звук среди других звуков, слогов и слов. Например, звук «ш». Я называю «а», «с», «ш», и когда ребёнок слышит последний, то должен захлопать в ладоши. Потом я называю слоги, если есть этот звук, он снова хлопает в ладоши. То же самое со словами. Продолжаем играми. Например, на столе выкладываем дерево из веточек. Я раскладываю фигурки яблочек и говорю ученику, что сейчас осень и все собирают урожай. Он берёт и складывает в корзинку яблоко каждый раз, когда произносится определённый звук. Упражнения на развитие фонематического слуха можно делать и дома. Достаточно включить фантазию и запастись подручными материалами. Приобретите недорогие игрушки в форме яблок, зверят, самолётиков и т. д. Ребёнку интересно не просто слушать, а выполнять конкретное задание.

 

Игры для развития фонематического слуха, которые можно проводить дома

  • «Взлётная полоса»: выстраиваем самолётики на взлётной полосе. Задание следующее: ребёнок должен ставить новый самолёт на взлётную полосу каждый раз, когда слышит заданный звук среди других звуков, слогов и слов. С совсем маленькими детками можно использовать игрушки, издающие разные звуки, а также шумовые коробочки с крупой.
  • «Полянки»: берём любую небольшую игрушку. Если работаем со звуком «з», можно взять зайку. Готовим картинки с этим звуком и вырезаем из картона три круга — красного, жёлтого и зелёного цветов. Говорим ребёнку, что зайка будет гулять по полянкам. Он должен взять картинку, проговорить, что на ней нарисовано, и определить позицию звука в слове: если в начале — зайка идёт на красную полянку, если в середине — на жёлтую, в конце — на зелёную.
  • «Кормим животных»: приобретите в магазине подставку под зубные щётки в виде различных фигурок. У меня это дельфинчики, и дети их кормят, когда слышат заданный звук. Чтобы поработать одновременно ещё и с мелкой моторикой, в качестве лакомств подойдут горошинки или фасолинки. Ещё одна похожая игра: взять цветные крышки, проделать в них отверстия и просить малыша нанизывать их на шнурок каждый раз, когда он придумывает и называет слово на определённый звук.

Источник