Генеалогическое древо

Советы по выполнению творческого проекта для школы

Творческий школьный проект «Генеалогическое древо» — важный этап в развитии у учащихся отождествления со своими корнями, историей, понимания своей включенности в эволюционный процесс. Происходит формирование причинно-следственного мышления, проникновение в психологический мир исследуемых личностей. Перед школьником оживают герои, ребята учатся видеть в них людей с настоящими чувствами, мыслями, жизненными целями, радостями и трагедиями. Такой проект достаточно прост в выполнении, если усвоить его важные составляющие.

Актуальность
Генеалогическое древо – относительно новый вид работы школьников. Его актуальность должна быть объяснена новизной результатов, которые будут получены. Зададим себе вопрос: «Почему важно выполнить такой проект?» Ответы можно разделить на знания, умения и навыки, которые приобретут как создатель работы, так и те, кто ею воспользуются. Восстановление своих корней, понимание роли и значения жизни предков в общей истории региона, государства; анализ влияния жизни людей на происходящие события в городе, области – все это относится к развитию навыков аналитического мышления. Синтетическое мышление поможет развить формирование системы ценностей на основе этого труда. Это любовь, уважение к одной маленькой человеческой жизни, понимания трудностей выбора, который встречает каждый, братское отношение к любым нациям и цивилизациям. В результате работы появится умение сотрудничать с другими школьниками, ясность в формулировании вопросов, четкость в постановке задач.

Цели и задачи
Цель – это ответ на вопрос «зачем» выполнять такой проект. Каких результатов мы хотим достичь. Задачи – каким способом мы достигнем конечной цели. Например, цель работы – создание семейной истории рода Петровых. Задачи: 1) встреча с родственниками и сбор описания их жизней; 2) поиск материалов в библиотеках и архивах 3) создание таблицы и презентации «Генеалогическое древо». Цели и задачи прописываются во введении к работе. Они должны быть краткими и понятными, именно на их основании мы совершаем всю работу и делаем выводы. Одна задача – один большой вывод в заключении. Принцип прост.

Структура работы
Структура работы вытекает из поставленных задач. Название частей работы — четко отражают это. Например, «Генеалогическое древо семьи Петровых»:
*Введение (актуальность, цели и задачи, описание имеющихся источников);
*Первая часть – Мои родные и их истории жизни (носит описательный характер);
*Вторая часть – Проникновение вглубь веков (использование материалов архивов, восстановление опыта далеких предков);
*Третья часть – Генеалогическое древо семьи (схемы, таблицы, сведение результатов в краткую модель);
*Выводы (на основе поставленных ранее задач).
 
Поиск материалов
Следующий этап – поиск материалов. Важно разделить исторические источники и способы сбора фактов. Источники бывают: вещественные (дом, одежда, личные предметы и предметы быта) и письменные (письма, воспоминания, дневники). Мы можем воспользоваться документами, хранящимися в семье, библиотечной информацией или специальными архивами. Способы получения информации из источников: интервью с родителями, бабушками, дедушками, дальними родственниками; сравнительный анализ, описание образа, обобщение. Можно использовать как научно-системный, так и философско-интуитивный подходы.
 
Оформление работы
Конечный вид работы – это ее визитная карточка. Это — письменный реферат, доклад, презентация схем и диаграмм, презентация слайдов с информацией, отражающей структуру и состав самого проекта, снятый фильм и другие творческие виды выражения. Сама работа может быть выполнена как одним учащимся, так и группой, что помогает школьникам познавать основы коллективного творчества. Когда проект выполняется группой, то каждому дается свой вид работы и сбора информации, а презентация делится на части, соответственно количеству ребят.
 
Защита работы
Представление проекта Генеалогическое древо – важный этап в распространение результатов работы. Первоначально происходит защита в коллективе класса, затем можно выйти на уровень школы. Отработанная защита может снова и снова дублироваться на олимпиадах и конкурсах. То есть само представление работы является продуктом творческого труда.
Материал рекомендуется опубликовать, тогда им смогут воспользоваться большое количество людей. Это поможет как другим школьникам в их работе, так и учителям. Еще одна важная ценность такого труда – предоставление глазам других людей подлинной живой истории конкретных героев, будь то известные личности или простые родственники ученика. Такая работа сближает расстояние между веками и позволяет чувствовать пульс жизни во всем.
 
Светлана Бондарь