Екатерина Петрова: «Мой путь к успеху — это симбиоз педагогического мастерства, инноваций и бизнеса»

Талантливый педагог, автор успешного EdTech-стартапа, член профессиональных ассоциаций Екатерина Петрова — об эффективных методиках, мотивации и о том, как найти свой путь в образовании, который вдохновляет других

Знание иностранных языков сегодня перестало быть привилегией — это необходимость для профессионального роста и личного развития. По данным исследования Московского международного салона образования (ММСО), 73% HR-специалистов назвали владение языками наиболее востребованным навыком для сотрудников, которые претендуют на средние и высшие руководящие должности. Параллельно с этим онлайн-обучение вышло на новый уровень, предлагая все любые формы обучения — от мобильных приложений до международных курсов. 

На фоне стремительного перехода языкового образования в онлайн и растущей конкуренции за внимание студентов, Екатерина Петрова — преподаватель английского и немецкого языков — выстроила собственный путь, объединив классическое образование с авторским подходом. Разработав визуальные методики и систему интерактивных досок, она успешно внедряет их как в цифровой среде, так и в офлайн-классах. Сегодня за ее плечами — победа в этапе конкурса «Педагогический дебют – 2024», публикации в профильных изданиях, членство в ведущих профильных ассоциациях и запуск собственного образовательного проекта.

О том, как выстроить репутацию новатора в системе образования и почему визуальный язык сегодня эффективнее учебников — в интервью с Екатериной Петровой.

Екатерина, вы опытный профессионал, автор собственной успешной методики, член экспертных сообществ и основатель стартапа. Расскажите, как вам удалось этого добиться? Как педагогу выстроить собственный путь в образовании — от преподавателя до новатора?

— Все началось с любви к языкам и желания делиться этой страстью. В университете я поняла, что знание языка — это не только грамматика и лексика, это мышление. Я преподавала сначала традиционно, а потом стала замечать: стандартные подходы теряют эффективность. Так появилась идея визуальных досок — инструмента, который помогает студентам «увидеть» логику языка и удерживать внимание в цифровой среде. Идею я оформила в методику, которая уже доказала свою эффективность. Могу сказать, что путем проб и ошибок я нашла свой путь к успеху: он заключается в симбиозе педагогического мастерства, инноваций и бизнеса.

— Сегодня в онлайн-пространстве предлагают массу инструментов для изучения языков, однако далеко не все приносят хороший результат. Ваша авторская методика основана на визуализации. В чем ее суть и преимущества?

— Я объединила техники когнитивной визуализации с интерактивным обучением. Представьте: не просто таблица времен, а наглядная система с ассоциациями, цветовой кодировкой и сценариями из реальной жизни. Визуальные доски включают мышление и помогают ученикам усваивать сложные структуры быстрее и увереннее. Особенно хорошо это работает в онлайне — когда у тебя всего 5 секунд, чтобы «зацепить» внимание.

— Вы написали две научные статьи, которые опубликованы в авторитетных изданиях, входящих в Российский индекс научного цитирования. О чем эти работы?

— Обе статьи посвящены поиску эффективных подходов к обучению иностранным языкам. В первой речь идет о том, как визуальная интеграция — например, работа с инфографикой, схемами и ментальными картами — помогает развивать читательскую компетенцию, особенно у визуалов. Во второй, которая написана на английском языке, рассматривается, как правильно использовать социальные сети — не как развлечение, а как образовательный инструмент, способный повысить вовлеченность и мотивацию учеников. В обеих работах я опираюсь на практику и привожу решения, которые можно применять уже сегодня, как в школе, так и в онлайн-обучении.

— Благодаря вашему экспертному подходу, вас пригласили войти в число организаторов межрайонного педагогического форума «Будущее здесь — 2023», областного молодежного педагогического форума «RES PUBLICA-2023». А в прошлом году вы победили в муниципальном этапе конкурса «Педагогический дебют – 2024». Что из личных достижений для вас стало точкой роста?

— Победа в конкурсе, пожалуй, стала тем рубежом, который обозначил для меня новый профессиональный уровень. Это был не просто конкурс — это была проверка на способность мыслить стратегически и адаптироваться. Я тогда как раз собрала полноценный курс на основе своей авторской методики. С тех пор стараюсь мыслить не уроками, а треками — как построить обучение так, чтобы оно не только давало знания, но и формировало мышление.

— Вы не только преподаете и выстраиваете экспертный подход к педагогике в отрасли, но и входите в число редакторов авторитетного журнала «Новая литература». Как удается все совмещать?

— Я вижу преподавание как проектную деятельность. Это не только про обучение людей иностранным языкам, а скорее в целом про повышение мастерства преподавателей, расширение возможностей нашей индустрии, постоянный рост, работу с результатами. Все, что я делаю — конкурсы, публикации, стартап — дополняет и усиливает мою основную миссию: делать качественное языковое образование доступным и интересным.

— Расскажите про свой стартап: как появилась идея и что вы сейчас развиваете?

— Я запустила проект, где преподаватели могут использовать визуальные шаблоны и адаптировать их под свои курсы. Это не просто методика — это инструмент для масштабирования качественного преподавания. Планирую сделать платформу, где можно будет делиться такими досками, настраивать их под уровень и цели ученика. Это особенно актуально сейчас, когда EdTech развивается стремительно, но далеко не всегда качественно.

— Сейчас вы принимаете участие во всероссийском конкурсе лекторов, который проводит крупнейшее Российское общество «Знание» — в качестве наставника вы получите возможность поделиться мотивацией и своим профессиональным опытом с самой широкой профессиональной аудиторией во всей стране. На ваш взгляд, какие качества определяют настоящего учителя, педагога с большой буквы?

Уверена, что настоящий учитель — это человек, который продолжает учиться сам, умеет вдохновлять и создавать вокруг себя атмосферу доверия и стремления к развитию. Это не только про знание предмета, но и про умение видеть потенциал в каждом ученике, поддерживать и направлять. Такой педагог умеет адаптироваться к изменениям, использовать современные инструменты и при этом оставаться человечным, чутким, внимательным. Именно такие качества я стараюсь развивать в себе и передавать дальше.

— Какие личные и профессиональные цели вы ставите перед собой сегодня? И есть ли мечта, к которой вы идете?

— Развивать онлайн-бизнес по преподаванию языков и участвовать в масштабных в образовательных проектах. Моя цель — создать пространство, где учителя и ученики смогут применять авторские методики и поддерживать друг друга. В будущем хочу полностью перейти на самостоятельную работу, масштабировать  свой образовательный проект и продолжать лично преподавать. Главная мечта — дать людям, желающим изучать языки, больше возможностей. А еще — самой жить в балансе между семьей, делом и внутренней свободой.

 

23.06.2025 / Анна Березина