Чему научить ребенка до школы?
И как читать детям вслух так, чтобы это не наскучило
Родителям сейчас трудно и тревожно. Возможно, занятия с ребенком — чтение вслух, разговор об эмоциях, рисование букв и другие полезные игры — станут источником сил в это тяжелое время. Мы собрали важные советы от Марьяны Безруких, главного научного сотрудника Института возрастной физиологии, доктора биологических наук, профессора.
Чему ребенок может научиться до школы?
— …Что ребенок может перед школой? Очень многое: хорошо рассуждать, активно проявлять любопытство, интересоваться вокруг, хотеть учиться или не хотеть учиться, хорошо двигаться, если мы уделяли движению достаточно внимания.
У него к школе, к шести годам, должна быть хорошо сформированная речь. Что это значит? У него должен быть богатый словарный запас, он должен грамматически правильно строить предложения, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Он должен уметь рассказать о прошедшем событии, о том, что с ним случилось, о каких-то явлениях, которые он заметил. Он может пересказать интересный мультик или книжку, которую ему читали.
Должен ли ребенок перед школой уметь читать и писать?
— По стандарту дошкольного образования — не должен. Но к чтению можно готовить. Если вы в четыре года начинаете играть с буквами: рисуете их, складываете, собираете из палочек, из конфеток — то делаете все, чтобы ребенок запомнил зрительный образ буквы.
У нас есть замечательная азбука, и там каждая буква сложена из разных элементов — из листочков, из скрепок, из конфет, из кубиков, из чего угодно. Это такой ход. Тогда есть надежда, что ребенок научится замечать все буквы. Он не должен учить алфавит, это ни к чему, а учится различать все буквы.
Возможно, ребенку захочется написать эти буквы. В 4,5–5 лет — это период, когда ребенка очень привлекают буквы: написать письмо Деду Морозу, написать свое имя — прекрасно. Ребенка нужно учить писать печатные буквы. Если вы его заинтересуете, он, возможно, будет писать, но это необязательная опция. <…>
Ребенку нужно хорошо наиграться до школы. Так ли это?
— Дети продолжают играть и в младшей школе, это нормально, такой возраст. К сожалению, современные дети очень мало играют, у них ограниченный опыт игры, как показывают наблюдения специалистов.
Более того, к 5–6 годам дети должны играть в сюжетно-ролевые игры. Не знаю, играли ли вы, но в моем детстве мы в сюжетно-ролевые игры играли очень активно. Не было телевизора, я уж не говорю о гаджетах, были книги, был видеоскоп, нам показывали фильмы и мультики, мы смотрели видеоскоп. Это было такое счастье, такая радость и такая редкость! Поэтому мы играли, играли и играли. Играли во все подряд — мы были врачами, продавцами, пожарниками, милиционерами.
Социокультурные условия, в которых растут и развиваются дети, очень разные. Они поменялись за последнее десятилетие, и существенно, потому что сегодня дети в сети. И мы этого исключить не можем, это то, что очень влияет на развитие ребенка. Во всяком случае, у дошкольника [гаджеты и интернет] ограничивают общение со взрослыми, и прежде всего с родителями.
Если родители больше двух часов в день используют гаджеты, это сказывается на развитии речи их детей, показывают исследования. Прямая зависимость — нет времени на взаимодействие с ребенком, нет общения. Я уже не говорю о воспитании.
С кем ребенок общается? В детском саду воспитатель с ним индивидуально тоже не говорит. С детьми? Половина из них имеют несформированную речь, или она вообще отсутствует. Каким образом будет речь развиваться? А речь — это ведущий фактор развития ребенка. На дошкольном этапе нужно обратить особое внимание на речевое развитие, на развитие движений.
Скажу о результатах исследования, которое мы проводим сейчас, начиная с 2019 года — это популяционные исследования на дошкольниках. Мы видим, что физическое развитие детей неудовлетворительное. О чем это говорит? Дети мало бывают на воздухе, и мало активных движений. Это тоже значимый фактор развития ребенка. А потом мы будем говорить, что дети болеют.
Что такое эмоциональное развитие ребенка и как им заниматься?
— Если ребенок не умеет распознавать свои эмоции, когда он растерян, когда внутри все бурлит, не знает, как с этим быть и как справиться — он начинает крушить все вокруг, потому что не понимает. Или начинает бить других детей, толкать их. Дети очень часто на это реагируют, говорят: «Он толкается».
Это эмоция, которую ребенок не может в себе распознать, не знает, что с ним происходит. Он может быть очень расстроен, огорчен, обижен, но он не понимает, что с ним происходит. Как ему выразить эту эмоцию? Вот чему надо учить.
Но здесь учить личным примером, а не словами. И нужно понимать, что эмоциональный интеллект — его развитию придают большое значение — как и обычный интеллект, формируется, не появляется сам, не возникает на пустом месте. Об эмоциях нужно с ребенком говорить.
Если бы меня спросили: счет или эмоции? Конечно, эмоции.
Счет никуда не денется, а вот несформированный эмоциональный интеллект, эта неразвитость эмоциональная — как много взрослых, к сожалению, среди нас, которые не умеют владеть собой, не понимают собственные эмоции, которые, когда у них внутри что-то с чем-то не сходится, не согласуется, проявляют агрессию. А это вопрос, который можно было бы спокойно решить.
К сожалению, в нашей жизни мы видим дикое напряжение, и агрессию, и несдержанность. Но я еще раз повторю, что все это формируется в большей степени путем подражания тому, как реагирует мама, бабушка, папа; как мама разговаривает с бабушкой; как папа разговаривает с мамой, а мама с папой. Так формируется то, что важно для развития ребенка.
Как подготовить ребенка к самостоятельному чтению?
— Мне недавно задали очень разумный вопрос: почему речь ребенок осваивает сам, а чтение — вроде бы книги и буквы вокруг — вызывает столько трудностей? Дело в том, что наш мозг эволюционно имеет речевые конструкты, то есть основу, на которой формируется речь. А письмо ее не имеет, значит, никакой основы для формирования чтения нет. Мозг должен сформировать ее заново.
Для этого, во-первых, мозг должен созреть, должна быть сформирована речь, внимание, зрительное восприятие, память и еще много познавательных функций. Они должны достичь того уровня, с которого можно начинать это формирование. Этого уровня в среднем ребенок достигает к 6–8 годам. Я говорю, кто-то в шесть, а кто-то в восемь.
Вполне вероятно, что кто-то освоит чтение, а кто-то нет, вне зависимости от того, когда вы начали его учить. Вы можете начать учить в три года, но если у него функции до восьми лет не сформированы, он только в восемь будет читать, если не будет сопротивления.
Мы уже говорили о том, если у ребенка что-то не получается, это очень быстро убивает мотивацию, а убитая мотивация — это реальное сопротивление. Если ребенок сопротивляется, он, конечно, ничему не научится.
Есть ли конкуренция с гаджетами? Да, есть. С гаджетами конкурирует, прежде всего, формирование речи, мы уже с вами об этом говорили. Речь — это базовая основа для формирования чтения и письма. Если речь не сформирована, чтения и письма не будет.
Но то, что гаджет привлекателен, естественно, потому что это зрелищно, это красочно, с очень быстрой сменой действия. Как правило, это имеет какое-то музыкальное сопровождение всегда. Это эмоционально привлекательно. Поэтому нет ничего удивительного, что ребенок, конечно, предпочтет книге мультик.
Но вы попробуйте с ребенком поговорить после того, как он посмотрел мультик, попросите его рассказать, что произошло, обсудить действия героев, и вы поймете, либо он смотрел и понимал, осознал, что он смотрит, либо он просто смотрел картинку. Поэтому все зависит от того, какую задачу вы перед ребенком ставите. Ставите ли? С книжкой будет то же самое.
Как читать ребенку вслух, чтобы это не наскучило?
— Меня часто спрашивают, как лучше читать книжку? Лучше, если вы читаете недолго, особенно если это дошкольники — минут десять. Но есть дети, которым можно только пять.
Когда вы видите, что ребенок уже крутится — смотрит на потолок или разглядывает вашу сережку, или начинает теребить свои штанишки или пуговицу, то говорить: «Слушай внимательно. Я села тебе читать. Мы с тобой собирались, мы с тобой договорились, что мы будем читать книжку», — бессмысленно.
Как только ребенок отвлекается, вы спрашиваете: «Давай мы поговорим о том, что мы прочитали? Что это за герои?» Может быть, ребенок с удовольствием поговорит. Потом, может быть, нарисует что-то по мотивам того, что вы прочитали. Это будет лучше, чем если вы, как пономарь, полчаса прочитаете, встанете с ощущением хорошо выполненного родительского долга.
Поэтому читаете столько, сколько ребенок воспринимает внимательно, но обязательно уделите время обсуждению того, что вы читали. Это как раз развивает речь, позволяет расширять словарь, выстраивать грамматически правильную речь, последовательную цепь событий и так далее.