«Были б дети». Как деревенская школа добилась статуса лучшей в России.

Маленькая деревенская школа во Владимирской области, у которой в этом году будет всего один выпускник, регулярно завоевывает статус лучшей сельской школы в России — чтобы не закрыли.



Текст: Наталья Радулова. Фото: Кристина Кормилицына. Источник: kommersant.ru


Дима Голубев, ученик 9-го класса из деревни Лесниково, на всех уроках сидит один — одноклассников у него нет. «Сварщиком хочет стать, — шепотом объясняет директор школы Михаил Овечкин. — Мальчик из сложной семьи, тяжело ему, но свою тройку зарабатывает». В прошлом году у Лесниковской школы было целых три старшеклассника, один другого краше: победители и призеры муниципальных олимпиад, на ОГЭ набрали хорошие баллы, выше районного и областного уровня. «Такой выпускной им отгрохали, 5 тысяч рублей потратили! И Диме тоже праздник летом устроим, — обещает директор. — А чтоб ему одиноко не было, позовем ребят из восьмого класса, надо же создать атмосферу».

«Не жалуются — работают»

Директор проводит экскурсию: до 1917 года этот кирпичный дом принадлежал его прадеду, купцу 2-й гильдии. «У него было пятеро детей, — рассказывает Михаил Ильич. — Старшему сыну прадед завещал то здание, где нынче у нас столовая, второму — где мастерские, третьему — где магазин. Этот, самый большой дом, Советы сразу заняли для руководства, выселив прабабку и двух ее дочерей, а в 1931-м открыли школу». Михаил Ильич учительствовать начал в 1981 году, а в 1987 году стал директором: «Где родился, там и пригодился».

В те годы здесь было почти 400 ребят, и хотя к старому зданию пристроили новое, все равно учились в две смены. Сейчас занятия посещают 39 школьников. Крепкий некогда лесниковский совхоз, находящийся в 30 километрах от районного центра Гусь-Хрустальный Владимирской области, давно разрушен, большинство работоспособных граждан подались на заработки во Владимир и Москву — откуда ж детям в опустевшей деревне взяться? «Зато появились мигранты, — отмечает директор.— Вот приехала семья узбеков, детишки вообще по-русски не знали ни слова. Мы столько усилий приложили, чтобы их воспитать, и они у нас заговорили, начали нормальные оценки получать, сейчас старшая девочка поступила в колледж».

При этом малочисленной девятилетка не считается: два ребенка из неблагополучных семей сейчас находятся в районном центре реабилитации, но числятся за лесниковским учебным заведением. «Поэтому у нас официально 41 ученик, — разводит руками Михаил Ильич. — Обидно». Было бы здесь 40 детей, получили бы от Минобрнауки России субсидию как малочисленные — от 4 до 6 млн рублей. А так денег не положено».


Школа трижды становилась лучшей сельской школой в России, была лауреатом III международного конкурса им. Макаренко, победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а недавно, в ноябре, стала и лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров — 2017» | Фото: Кристина Кормилицына, ИД «Коммерсантъ»


Впрочем, никто не жалуется — работают. В Лесниково 10 учителей. Как и во многих сельских школах, здесь работают целые династии: мать и дочь Пискуновы преподают русский и немецкий, физрук — сын директора, воспитатель дошкольной группы — невестка директора, учитель начальных классов — сватья директора. Шесть преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, два педагога имеют звание «Заслуженный учитель РФ» и один — нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ». Эта школа трижды становилась лучшей сельской школой в России, была лауреатом III Международного конкурса им. Макаренко, победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а недавно, в ноябре, стала и лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров — 2017». Почетный статус — своего рода охранная грамота, защищающая от реорганизации. Уже давно ходят разговоры, что было бы выгоднее возить маленьких лесниковцев в соседний поселок, где школа побольше. Но пока что ни у кого не поднимается рука закрыть такое авторитетное учебное заведение. Поэтому здесь стараются вообще не пропускать ни одного конкурса. Укрепляют престиж.

— И призы получаем, — смеется директор. — Где 200 тысяч приз, где — 100. Помогают нам, конечно, из федерального, из регионального, из местного бюджета. Вот выделили на ремонт 3 млн из местного бюджета, еще грант в миллион мы сами выиграли, всю лыжную базу свою обновили. Детей на море отправляем, в оздоровительные лагеря, сейчас как раз отличницу нашу в Кремль на елку приглашали. В школе компьютеры у каждого учителя, интернет, видеонаблюдение везде, интерактивные доски, принтеры, автобус, новая газовая котельная, мини-типография даже есть — ее мы тоже на конкурсе как приз получили. Хотим еще добиться, чтобы у каждого ученика было по планшету. Что ни говори, а государство сейчас очень о школах заботится.

И все же при таком изобилии где густо, где пусто. Та же типография не работает: бумагу не на что купить. А детям частенько не хватает учебников, в федеральном бюджете на них почему-то заложено недостаточно денег, поэтому преподаватели перед каждым учебным годом звонят в другие школы района, выясняют, нет ли «лишних» книг, меняются ими или покупают за свой счет.

«Маленькая страна»


В настоящее время в школе официально числится 41 ученик, однако занятия посещают только 39 школьников — два ребенка из неблагополучных семей находятся в районном центре реабилитации | Фото: Кристина Кормилицына, ИД «Коммерсантъ»


«Средняя зарплата наших учителей — 24 тысячи,— объясняет директор. — А с января поднимают нам базовую ставку как бюджетникам еще на 8,5 процента. Конечно, не то что у московских коллег, — у тех, мы слышали, в разы больше. Но для села неплохо». Завуч поясняет, что здесь у всех огороды. И это раньше, в 1990-е, если в семье было два бюджетника, то хоть кричи. А сейчас два бюджетника — значит, зажиточные.

В 1990-е, когда зарплату не выплачивали по полгода, директор Овечкин придумал ездить на стекольный завод в соседний поселок и брал в счет будущих учительских денег спортивные костюмы, их там, в свою очередь, по бартеру выменивали за посуду. «Что я только своему педсоставу не добывал: и колбасой зарплату выплачивал, и ботинками, — вздыхает Михаил Ильич. — Это сейчас учителям — только работай. А тогда государству до нас дела не было, мы оказались предоставлены сами себе. Если б не хозрасчет, то не выжили б, наверное». Именно тогда Овечкин решил, что на школьных участках надо выращивать овощи. Сначала планировали хотя бы обеспечить школьную столовую, но дело пошло, излишки начали продавали, «капустой и картошкой все районные учреждения завалили». В школе появился хозрасчетный разновозрастный отряд «Современник», куда принимали учащихся с 5-го класса, объединив их «на основе добровольного труда и коллективного самоуправления». У отряда было 8 га земли для овощей, 1,5 га сеноугодий. Купили две автомашины, два трактора с полным набором сельскохозяйственных орудий, мотоцикл «Урал». Жители близлежащих деревень, когда хотели вспахать огород или куда-то съездить, обращались в школу. В 1996 году прибыль отряда составила 56 млн рублей, а в 1997-м — уже 200 млн. Дети и учителя начали сытно питаться в столовой, ездить на экскурсии, устраивать праздники. Каждому, кто работал в отряде, выплачивали зарплату — в обращение была введена собственная валюта «ропс». За ропсики, которые принимали в магазине, трудились не только дети, но и их родители, приходили наниматься даже из соседних деревень. Медсестра Дина Асварова приехала в Лесниково из Дагестана по распределению и успела выучить в этой школе детей, теперь внуков: «Дочка, помню, сама себе покупала сладости, письменные принадлежности. Мне зонт подарила, сервиз керамический». Павел Моклюк сейчас работает пожарным в Гусь-Хрустальном, носит майку с Путиным и считается в деревне человеком богатым: у него еще и свое хозяйство в Лесниково большое. «В школе я учился хорошо, на тройки, — радостно сообщает этот отец четверых детей. — Так что ропсиковым миллионером не был. Но были у нас ребята, которые хорошо учились и много работали, поэтому получали немало, они одевались сами с ног до головы за свои деньги».

Ропсами выдавали премии учителям, награждали отличников. Были и штрафы за плохие оценки, за порчу имущества: сломал лопату — плати. В 1993 году в Лесниково создали школьную республику «Маленькая страна», существующую до сих пор. Это хоть и игровая, но достаточно подробная модель социально-экономических отношений государства: в стране есть своя Конституция, гимн, паспорта, банковская и торговая система, СМИ, нормативные акты, регулирующие гражданство. И хотя сейчас ропсы здесь больше не выплачивают, но президента все же избирают. Сроком на два года.

Победило рукоделие


В Лесниково трудятся 10 учителей, из которых шесть преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, два педагога имеют звание «Заслуженный учитель РФ» и один — нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ». Нередко один учитель проводит урок для двух классов одновременно | Фото: Кристина Кормилицына, ИД «Коммерсантъ»


В этом году за должность президента республики сражались Дима Агафонов и Ира Алферова из 7-го класса. Диму активно поддерживали учителя, но школьникам его предвыборная программа, по всей видимости, не очень понравилась. «Я хотел создать что-то вроде полиции,— рассказывает Дима. — Чтобы за порядком больше следили». В итоге Ира, обещавшая организовать кружок рукоделия, набрала 80 процентов голосов. Но третьеклассник Азиз Зайналов заявил «Огоньку», что Ира посулила всем младшим: «Кто за меня проголосует — будет после моей инаугурации играть в клубе в настольный теннис в течение недели». Перспектива была заманчивая: в школе всего один теннисный стол, чтобы поиграть, приходится отстоять очередь, а тут целая неделя игры, в любое время! Откуда у кандидата Алферовой такие полномочия, юные избиратели выяснять не стали, дружно отдали ей свои голоса, но в клуб так и не попали, он как раз всю неделю был закрыт. «Потому что надо было за меня голосовать», — усмехается Дима. Семиклассник проиграл и выборы на должность представителя школы в районном детском объединении «Импульс», другая его одноклассница, Василиса Иванова, набрала целых 90 процентов. Даже на роль школьного Деда Мороза активного, но невезучего Диму не избрали. «Продул Дмитрий по всем фронтам, — смеется завуч. — Ну что поделаешь — демократия».

На совете республики сейчас в основном решают, какие мероприятия провести. На Новый год всем учащимся дарили «хорошие подарки по 500 рублей» за счет собственных денег, заработанных на частично сохранившемся огороде. «А еще мы до сих пор оказываем услуги населению,— говорит Михаил Ильич, — кому огород вспахать, кому сено привезти. Один час — 200 рублей. Не так активно работаем, как раньше, но все же свои 20-25 тысяч в год имеем. Вот на них проводим праздники, покупаем сладости».

Пока школьная земля находится под парами. В последние годы республика пережила свой экономический кризис, не найдя деньги на удобрения. К тому же потеряли членов отряда после реструктуризации школы в 2012 году из средней в основную. «Количество детей с годами и так, конечно, уменьшается. Но потеря старшеклассников для нас была очень ощутима, — сокрушается директор. — Одновременно у нас произошел износ материально-технической базы, земельные угодья истощились».


Директор школы Михаил Овечкин не очень доверяет видеокамерам — контролирует все сам | Фото: Кристина Кормилицына, ИД «Коммерсантъ»


И совет республики, и директор Овечкин мечтают возродить свое сельское хозяйство. «Нам нужны новые сельхозорудия, культиваторы, картофелесажалки, лемеха, подшипники, семена, удобрения,— перечисляет Михаил Ильич.— Хотим создать интенсивное хозяйство. А главное — научить детей работать на своей земле». Собираются выплачивать и деньги: «Иначе какой же стимул будет у ребенка, если он не будет слышать шелест своих купюр?»

Вот только неизвестно, сколько будет в этой замечательной школе учеников через несколько лет. «Когда вырастем, конечно, уедем отсюда!» — вскрикивает Дима Агафонов, и его дружно поддерживают одноклассники. «Будем приезжать сюда в гости,— говорит даже президент «Маленькой страны».— Но жить тут зачем? Пока мы дети, нам в школе хорошо, а когда вырастем — чем в деревне заниматься?»