«Росучебник»: новый перечень учебников может привести к снижению качества образования

Категории: Новости

В корпорации отмечают, что по большей части он составлен из прошлогодних изданий

Сформированный на прошлой неделе федеральный перечень школьных учебников может привести к снижению качества образования, поскольку по большей части составлен из прошлогодних изданий. Сам процесс формирования вызывает опасения, поскольку повлечет за собой дальнейшую монополизацию рынка, сообщила во вторник ТАСС пресс-служба корпорации «Российский учебник».

Седьмого декабря Научно-методический совет по учебникам Минпросвещения РФ сократил федеральный перечень учебников с 1 тыс. 370 до 863 наименований. В новый перечень вошли издания, которые прошли дополнительную экспертизу и получили положительные экспертные заключения. В новый федеральный перечень также вошли учебники, которые ранее неоднократно просили вернуть педагоги и родители. К проведению дополнительной экспертизы было привлечено более 290 экспертов, в том числе заслуженные учителя, лауреаты педагогических конкурсов, научные сотрудники, а также сертифицированные эксперты Российской академии образования.

«Корпорация «Российский» учебник» выражает опасения, что сформированный по результатам «дополнительной экспертизы» федеральный перечень учебников резко сократит вариативность образовательных программ, лишив российских педагогов привычных и востребованных учебно-методических комплектов, дающих высокие образовательные результаты. Данное решение повлечет дальнейшую монополизацию рынка, на котором одному игроку уже принадлежит около 70%. Монополия — это отсутствие конкуренции, отсутствие конкуренции снижает качество и лишает неконкурентную сферу перспективы развития», — говорится в сообщении.

В нем также отмечается, что принятое решение по федеральному перечню учебников не будет способствовать выполнению поставленной президентом РФ Владимиром Путиным задачи войти в первую десятку стран по качеству общего образования и «в целом не соответствует национальным интересам». Кроме того, процедура проведения и результаты «дополнительной экспертизы вызвали серьезную критику профессионального сообщества. В частности, с указанием на ее существенные недостатки выступили Российская академия наук, уполномоченная на проведение научной и педагогической экспертиз учебников, а также ряд ассоциаций педагогов-предметников.

«Обращает на себя внимание тот факт, что, выбрав основным критерием для включения в перечень положительную рекомендацию «дополнительной экспертизы» почти годичной давности, Научно-методический совет намеревается сформировать его фактически из прошлогодних учебников. Ответственные, профессиональные авторы и издательства никогда не останавливают работу над своими учебниками, постоянно внося в них коррективы, обусловленные появлением нового знания. Именно такие, обновленные учебно-методические комплекты, заново прошедшие необходимые экспертизы, были представлены корпорацией «Российский учебник» и рядом других издательств для включения в федеральный перечень школьных учебников в ноябре этого года — в точном соответствии с порядком, утвержденным Министерством образования и науки РФ (ныне Минпросвещения РФ — прим. ТАСС) в 2016 году», — отметили в пресс-службе, добавив, что корпорация примет меры, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Корпорация «Российский учебник» объединяет издательства учебной литературы «Дрофа», «Вентана-Граф», «Астрель» и цифровую образовательную среду Lecta. Деятельность издательств поддерживают профессиональные экспертные сообщества: академики и члены-корреспонденты РАН и РАО проводят профессиональную экспертизу УМК и непосредственно участвуют в разработке научного ядра будущих учебников корпорации.