«Разговоры о важном» не для галочки: как проводить урок, чтобы был отклик
Учителя делятся опытом проведения внеурочных занятий
«Разговоры о важном», которые проходят по понедельникам во всех российских школах, стали частью обновленной системы российского образования. Школы получают достаточно рабочих материалов для их проведения. Однако это лишь подспорье, ведь главное на таких внеурочных занятиях – контакт педагога и ученика. Обратная связь, когда ребенок может не только слушать и слышать, но и сам быть услышанным. О том, как лучше наладить такой контакт, с «МК» поделились учителя.
Потребность была давно
Почему возникла необходимость в «Разговорах о важном»? Ответ на этот вопрос есть и у родителей, и у специалистов. Как рассказала кандидат педагогических наук, начальник управления научно-организационной деятельности Института стратегии развития образования Ирина Ёлкина на открытом родительском собрании, необходимость создания программы по воспитанию возникла очень давно, и «Разговоры о важном» – это ее естественная часть, реализуемая во внеурочной деятельности.
Эксперты отмечают, что не обо всем можно поговорить на классном часе, где, как правило, разбираются организационные моменты и вопросы дисциплины. А ведь у детей столько вопросов и потребностей, связанных с духовным, личным аспектами! И тут очень важно получить правильный ориентир от взрослого. Согласно проведенному опросу россиян мы получили интересные данные о том, какие темы школьникам интересно обсуждать на внеурочном занятии «Разговоры о важном». Так, к примеру, основной интерес вызывают вопросы патриотизма (33% от всех опрошенных россиян) и духовно-нравственного воспитания (22% от всех опрошенных, а также семейные ценности и традиции (33% опрошенных россиян).
«Ставились задачи, как детям в доступной форме рассказать об основных направлениях – экологическое, духовно-нравственное, историческое, каким образом воспитывать подрастающее поколение, – добавила, в свою очередь, замдиректора департамента государственной политики управления в сфере общего образования Минпросвещения Анна Тимофеева. – Мы же говорим не об учебном материале. Мы говорим о человеке – о его поступке: что сформировало его характер, почему мотивировало к тому или иному поступку. Это материалы, дополняющие те темы, которые рассматриваются в рамках урока истории, то есть еще больше расширяют кругозор детей и позволяют заглянуть за рамки урока».
Как достучаться до ученика
Учителям нет необходимости самим придумывать темы для таких уроков и искать рабочий материал: их им обеспечивают на федеральном уровне, предоставив уже готовые решения. Однако есть вариативность в выборе как формы подачи, так и способов работы с детьми. Какие же навыки помогают получить обратную связь?
– На «Разговорах о важном» я стараюсь раскрывать детям тему через примеры. И в этом очень помогает тот видеоматериал, который есть на федеральном сайте, – поделилась классный руководитель из Московской области Мария Сергеевна. – Поскольку мои ребята любят истории из жизни знаменитостей, стараюсь показывать видео с теми личностями, которые могут быть им интересны и выступить для них в роли авторитета. Например, на уроке, посвященном Дню матери и взаимоотношениям в семье, я включала рекомендованное к показу видеоинтервью с семьей певца Сергея Жукова. Он, его жена и дети-подростки рассказывали о своих семейных традициях. Так, раз в неделю они зажигали свечку и устраивали посиделки за сладким столом, во время которых дети и родители откровенно рассказывали друг другу о собственных ошибках, совершенных за минувшую неделю. Во время такого разговора никто не имеет права упрекать друг друга – нужно выслушать, понять и простить. Артист верно сказал: каждый член семьи – это маленькая частичка любви. Я точно знаю, что это видео запало моим ребятам в душу.
– По моим наблюдениям, на занятиях «Разговоры о важном» дочкой хорошо воспринимаются рабочие листы, где можно проявить креатив и высказать свое мнение, – делится мама Полины из Ростова-на-Дону Светлана. – Так, на уроке, посвященном будущему России, учитель предложила детям составить из букв слова, характеризующие свою страну, а также выполнить другие увлекательные задания, посвященные родине. А еще она раздала вырезанные из бумаги облачка в цветах российского флага и предложила каждому вписать свою мечту – какой он видит Россию в будущем. Дочка предложила: «Красивой и процветающей», а ее одноклассник не растерялся и написал: «С летающими машинами и с бластерами».
– Речевые облака – замечательная идея, – подтверждает детский психолог Елена Васильева. – Знаю, что их сейчас часто используют учителя. – Само по себе облако – образ, вызывающий положительные эмоции, успокаивающий настраивающий на теплый, откровенный разговор. Облако в цветах триколора – вообще прекрасно. Таким образом ребенок уже на подсознательном уровне воспринимает свою страну как что-то близкое, родное. Рекомендую учителям использовать речевые облака почаще.
А учитель истории Алексей из Сибири обращает внимание на роль дружественной дискуссии: «Как-то на уроке мы с ребятами поспорили, «что важнее – семья или товарищи». Я предложил им разделиться на две команды и каждой привести оппоненту аргументы в пользу его точки зрения. А потом раскрыл тему на примерах из жизни исторических персонажей. Тут как раз помогли и собственные знания, и те материалы, которые я скачал на федеральном сайте. А вообще, если учитель искренне хочет достучаться до детей, если он не равнодушен – он достучится.