«Дайте учителю класс, в котором будет 5 человек, и у него будет 5 обученных гениев»

Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права о замене платных репетиторских услуг на дополнительные бесплатные занятия для детей в режиме онлайн.

Авторы Стратегии развития образования до 2036 года предлагают заменить платные репетиторские услуги дополнительными (бесплатными для детей) занятиями в оффлайн и онлайн-форматах. О том, можно ли отнести проблему репетиторства к числу приоритетных, и как ожидаемое нововведение отразится на качестве общего образования, рассказывает в своем интервью член совета профсоюза «Учитель», учитель русского языка и права московской школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.

 

– Первый вопрос, который напрашивается сам собой: почему тема репетиторства так взволновала создателей Стратегии?

– Мнения авторов Стратегии мне неизвестны. Но для себя я объясняю это самым классическим популизмом. Сейчас школа становится, к сожалению, всё более платной. Майские указы Президента о доведении учительской зарплаты до средней по экономике региона никто не отменял, а в условиях нормативно-подушевого финансирования, которое зависит от региональных бюджетов, обеспечить выполнение всех поручений невозможно. Поэтому школа объективно поставлена перед необходимостью вводить различные дополнительные платные образовательных услуги – это касается не только кружков и секций, но и той же подготовки к ЕГЭ, которую можно позиционировать как углубленное изучение предметов. Более того, региональное начальство во многих случаях прямо и откровенно требует от школ, чтобы число платных услуг увеличивалось. В своё время даже ставилось такое условие: школа получит столько же денег из регионального бюджета на дополнительное образование, сколько ей удастся заработать самой на эти цели.

В то же время общая экономическая ситуация в стране не улучшается, доходы значительной части граждан не растут.

Поэтому Министерству просвещения важно показать, что оно заботится о людях, борясь с различными платными услугами. Так что здесь я в основном вижу не педагогический, а политический мотив. Но если это будет государственная программа, то из федерального бюджета на нее должны выделяться достаточно большие средства. И есть группы людей, которые заинтересованы в получении соответствующего финансирования.

Если же говорить о масштабе распространения репетиторских услуг, то я бы не назвал это явление массовым. Ими пользуются жители больших городов и, как правило, люди, относящиеся, как теперь говорят, к высшему среднему классу. Обычный бюджетник не имеет возможности нанять для своего ребенка в первом или даже в пятом классе репетитора. В крайнем случае он обратится к такому специалисту только для подготовки своих детей к ГИА. Так что не стоит преувеличивать роль репетиторов.

– И все-таки репетиторство – это сигнал о неэффективности школы, о том, что она не справляется со своими задачами?

– Школа может справляться со своими задачами обучения и воспитания, если педагог не будет поставлен в такие условия, в которых он сейчас находится: избыточная отчетность, высокие учебные нагрузки ввиду дефицита кадров и, что немаловажно, работа в больших, часто переполненных классах. А репетитор проводит занятия индивидуально или в маленьких группах, обычно по 3−5 человек, не больше. Дайте учителю класс, в котором будет 5 человек, и у него будет 5 обученных гениев. Значит, вопрос не в плохой школе, а в объеме ее финансирования и перекладывании на плечи учителей не свойственных им задач.

Вывод: если мы хотим улучшить работу школы, то не надо придумывать какие-то дополнительные программы, а следует просто изменить порядок финансирования общего образования. Для этого школа должна финансироваться из федерального бюджета. Это позволит устранить неравенство региональных бюджетов и как следствие – дифференциацию в учительских зарплатах. А очередная индексация на 5% ничего не решит.

Вторая причина недостаточно эффективной деятельности школы заключается в том, что в силу специфики нашей системы управления образованием, образовательная организация абсолютно зависит от региональных и муниципальных властей, потому что директор школы назначается решением учредителя и снимается его же решением без объяснения причин. В Законе «Об образовании в РФ» (Статья 51 Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации: 1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; <…>) предусмотрена возможность выборности директоров, и надо сделать эту статью действующей.

В конце 80-х – начале 90-х годов такая практика отлично себя зарекомендовала, но нынешнее руководство образованием больше всего держится именно за назначение директоров учредителем, потому что иначе они боятся потерять рычаги давления на школу. На мой взгляд, директора должен выбирать управляющий совет школы, который состоит из учителей, родителей, и, возможно, представителей старшеклассников, то есть из участников образовательного процесса, которые не глупее любого начальства. Просто надо доверять людям.

– Каков Ваш прогноз по поводу развития событий после принятия Стратегии? Удастся ли одержать окончательную победу над платными репетиторскими услугами?

– Здесь возможны два варианта. Вариант первый: как многие другие программы, она будет успешно внедрена на бумаге, деньги за ее разработку будут получены, и школы это никак не коснется. Вариант второй, более грустный: появятся непонятно откуда бесплатные центры дополнительной подготовки для школьников, и, если они будут хорошо работать, родители будут отправлять туда своих детей. Но головы детей не безразмерны, количество информации, которое они могут переработать, тоже ограничено. В результате дети будут реально учиться в этих центрах дополнительного образования, а в школу ходить просто перестанут. Уже сейчас во многих школах второе полугодие одиннадцатого класса сознательно организуют так, чтобы дети вообще никакого нового материала не изучали, а учителя могли только готовить их к ЕГЭ.

Если появятся дополнительные бесплатные курсы, то это будет означать, что дети вообще не будут посещать школу, и уровень общего образования понизится.

Предполагается, что вести занятия в таких центрах будут вузовские преподаватели, лучшие учителя, студенты старших курсов, победители олимпиад. Но ведь победители олимпиад – без педагогического образования и сами еще практически дети – вовсе не обязательно хорошие учителя. И опыт моих учеников, которые у них занимались, подтверждает это. Вузовские преподаватели и лучшие учителя (вероятно, победители конкурса «Учитель года»), скорее всего, будут давать дистанционные уроки. Однако онлайн-обучение не станет полноценной заменой традиционного.

Родители выступали против такой формы обучения в период пандемии, протесты продолжаются и сейчас, они подогреваются внедрением цифровой платформы «Сферум». Наш профсоюз получает сотни писем от родителей и учителей, не поддерживающих эту идею. Так что с онлайн это точно не получится, потому что родители возмутятся. На мой взгляд, лучше выделить эти деньги не на замену репетиторских услуг бесплатными, а на решение реальных проблем общего образования: у нас колоссальный дефицит учителей, это все уже признали. Поэтому давайте решать насущные задачи, а не отвлекаться на выдумывание второстепенных.

Источник