4 Д: Дети, Движение, Дружба, Двор!

Российские эксперты придумали, как возродить культуру детской подвижной игры. Рыбаков Фонд и «Университет детства» представили инновационый игровой проект на крупнейшей конференции по дошкольному образованию в США

2-5 июня в Калифорнии состоялся форум NAEYC 2019 Professional Learning Institute – одна из самых значимых международных конференций в сфере дошкольного образования, которую ежегодно организует National Association for the Education of Young Children (NAEYC). Эксперты из России представили на конференции инновационную разработку в сфере дошкольной педагогики – «Игру 4 Д: Дети, Движение, Дружба, Двор», которая призвана возродить культуру детской подвижной игры. Проект создан российскими специалистами по дошкольному образованию совместно с экспертами «Университета детства» Рыбаков Фонда.

Ежегодная конференция NAEYC Professional Learning Institute объединяет тысячи специалистов по дошкольному образованию со всего мира. На более чем 200 секциях форума представители профессионального сообщества знакомятся с последними исследованиями в области дошкольной педагогики, новыми методиками работы с детьми, разработками и сервисами, чтобы впоследствии адаптировать их и интегрировать в свою практику. NAEYC Professional Learning Institute выступает глобальной площадкой для представления лучших мировых практик, обмена идеями и опытом. Темы и содержание выступлений на форуме проходят тщательный отбор и независимую экспертную оценку.

Проект «Игра 4 Д» был отобран оргкомитетом NAEYC из 2 000 заявок. Этот проект уже получил большую популярность в России, объединив педагогов детских садов, детей и родителей по всей стране. Сейчас к нему постепенно подключаются зарубежные участники. Благодаря «Игре 4 Д» было создано сообщество единомышленников, которые организуют подвижные игры с дошкольниками, помогая каждому ребенку полноценно и активно проживать счастливый период детства.

Проект «Игра 4 Д» реализуется при непосредственном участии и поддержке Рыбаков Фонда – частной российской филантропической организации. «Дошкольный педагог играет ключевую роль при формировании базовых ценностей человека с раннего детства. Л.С. Выготский видел огромный потенциал в организации среды, позволяющей ребенку гармонично расти и развиваться. Главная задача «Рыбаков Фонда»  –  формирование такой социально-образовательной среды, в которой каждый педагог раскроет в себе внутреннюю энергию преобразования», – прокомментировала Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда.

«Наш проект вызвал интерес у участников – им интересно было узнать о дошкольном образовании в России, о том, каким способом можно привлечь внимание к проблеме отсутствия игры, актуальной в настоящее время на всех континентах. Очень понравились ролики, иллюстрирующие проект. Зарубежные коллеги отметили большие детские площадки: в то время как у нас основные сложности связаны с большим количеством детей на одного воспитателя, в США отсутствуют нормативы на размеры территории для прогулок», – поделилась впечатлениями от выступления Ирина Быкадорова, руководитель программы «Университет детства» Рыбаков Фонда.

Почему современные дети все реже играют в совместные игры на улице? Как оторвать ребенка от гаджетов? Как привлечь внимание детей и родителей к подвижной игре? Как организовать такие игры и научить детей играть самостоятельно? Именно этими вопросами руководствовались авторы «Игры 4 Д».

Ребенку дошкольного возраста свойственно быть жизнерадостным и активным непоседой. Однако современные дети практически не знают подвижных игр, в которые можно поиграть со сверстниками, и предпочитают играть с гаджетами. Чтобы детство проходило в движении, прививать культуру игры нужно, начиная с дошкольного возраста.

На первых этапах инициаторами детской игры будут выступать взрослые (педагоги, родители, волонтеры), а впоследствии, по мере накопления опыта социализации и коммуникации, дети смогут организовывать игровые сообщества самостоятельно и разворачивать игровые действия на площадке или во дворе, во время прогулок и на детских праздниках.

Участником проекта может стать любой педагог, приславший свой вариант игры в общий банк игр. Проект объединяет больше тысячи единомышленников по всей стране и за рубежом, в банке проекта собрано более 500 игр, 250 считалок и мастер-классов.

Шесть соорганизаторов проекта и пять экспертов проводят качественную экспертизу всех игр: Виктория Курышова (Мурманская обл.), Александра Корнийчук (Архангельская обл.), Надежда Куликова (Архангельская обл.), Любовь Граб (Мурманская обл.), Ирина Соломенник (Свердловская обл.), Полина Шеина (Московская обл.), Дарья Борискина (Республика Карелия), Ирина Перелешина (Мурманская обл.), Нина Кобыльскова (Владимирская обл.), Оксана Чеберда (Красноярский край), Татьяна Головлева (Самарская обл.).

Фестивали «Игры 4 Д» проводятся на более чем 130 площадках по всей России в формате флешмобов, когда участники из разных городов одновременно играют в одни и те же игры.

В конференции NAEYC 2019 Professional Learning Institute приняли участие около 4 000 участников из разных штатов Америки. О том, как играют в России, зарубежным коллегам рассказали эксперты проекта «Игра 4 Д» Ирина Быкадорова (Рыбаков Фонд), Галина Лапонова (Рыбаков Фонд), Надежда Куликова (МБДОУ Детский сад № 174 «Ягодка»), Виктория Курышова (МБДОУ №9 «Березка»). Представители Рыбаков Фонда провели ряд деловых встреч с руководством NAEYC и Teachstone (разработчиком CLASS-инструмента оценки качества дошкольного образования, известного во всем мире).

Справочная информация

Рыбаков Фонд – частная российская филантропическая организация, созданная Екатериной и Игорем Рыбаковыми в 2015 году для воздействия на социально-образовательную среду. Миссия фонда – сформировать в стране традицию развития социума своими руками.

Университет детства – инициатива Рыбаков Фонда по поддержке и развитию дошкольного образования, ориентированного на ребенка.

«Игра 4 Д: Дети, Движение, Дружба, Двор» – проект, разработанный специалистами по дошкольному образованию совместно с экспертами «Университета детства» при поддержке Рыбаков Фонда. Цель проекта – создание сообщества единомышленников для возрождения культуры детской подвижной игры.

National Association for the Education of Young Children (NAEYC) – работает над продвижением высококачественного обучения в раннем возрасте для всех детей младшего возраста, от рождения до 8 лет, путем объединения практики, политики и исследований в области раннего детства. Ассоциация включает в себя около 60 000 индивидуальных представителей сферы дошкольного образования, а также более 50 институциональных организаций.

Пресс-служба Рыбаков Фонда