«У меня ничего не получится!»

Зачастую не все дети с большим рвением стремятся познавать предметы. Одной из главных причин отказа от учёбы является неправильное отношение к этому процессу со стороны родителей. Дело в том, что перед школой родители стараются научить свое чадо читать и писать. Но при этом упускают очень важный момент: ребёнок не просто должен быть начитанным или обладать красивым правописанием, он должен, в первую очередь, иметь желание познавать что-то новое и быть открытым к учебному процессу

Итак, что делать родителям, когда ребёнок заявляет: «Я не понимаю, как это делать, не знаю, у меня ничего не получается».

1. Разобраться, чья это зона ответственности на сегодня
Прояснить, может ли ребёнок самостоятельно это делать на сегодняшний день или не может. «Ты можешь прочитать условия задачи? Ты знаешь, как записать их в тетрадь?» И так двигаться пошагово. Разбивая задание на мелкие шаги.

2. Выбрать тактику: инструктаж или послушание
Когда это ваша зона ответственности (ребёнок на самом деле пока не знает, как начать учить стихотворение наизусть), даёте чёткие инструкции. «Если ты совсем не понимаешь, то я с твоего согласия скажу, что нужно делать. Просто слушай внимательно и повторяй за мной» или «Садись на велосипед и выполняй команды инструктора столько раз, сколько нужно».

Решили, что это зона ответственности ребёнка, значит, спрашиваете о последствиях: «Если ты сейчас не выучишь стихотворение, то что будет?»

3. Искать противопоставление беспомощности
Преувеличивать, доводить до абсурда. «Точно, ты совсем-совсем не знаешь, как наводить порядок. Ты даже не знаешь, что такое пыль, не представляешь, где стоит веник и как им пользоваться» и т.д. Таким образом, ребёнок понимает, что определённые вещи он всё-таки знает, умеет, понимает.

4. Проговорить последствия беспомощности
«Если ты совсем ничего не умеешь, не знаешь, тебе придётся всегда слушать, что скажут другие, выполнять чьи-то указания. А так как ты ничего не понимаешь, то, наверное, и сопротивляться не будешь». Если ребенок начинает на это злиться, говорить, что так ему не нравится, это очень хороший признак того, что ребёнок выходит из беспомощности.

5. Наметить конкретные задачи-шаги, которые надо решить, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Елена Ливенцева, психолог
Академии успешного школьника