«Осенний листопад»

Сценарий праздника для 7-9 классов


Михайлова Вера Викторовна, учитель начальных классов и географии МОУ «Средняя школа им. Героя социалистического труда В.П. Игонина», с. Лесная Хмелевка, Мелекесский район, Ульяновская область


Цели: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искусству; создание благоприятного психологического климата в коллективе; поздравление именинников.

I. Подготовка к празднику

1. Домашнее задание командам:
1) «осенняя композиция»;
2) работы к конкурсу рисунков;
3) оригинальные поздравления именинников;
4) «осенняя» газета (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа);
5) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины… (выполняют из бумаги, каждый делает по трафарету из одного альбомного листа).
2. Осенние пейзажи для оформления зала и для второго конкурса (подобрать репродукции или учащиеся сами рисуют к празднику).
3. Жетоны в виде овощей и фруктов (выполняют из цветного картона).

II. Проведение праздника

Ведущая:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
(А.С. Пушкин)

— Этими замечательными строками из стихотворения «Осень» А.С. Пушкина мы открываем нашу конкурсную программу «Осенний листопад». Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об этом удивительном времени года, немного грустном, но таким щедрым своими красками и подарками. Предлагаем всем принять участие в программе!

(Целесообразно продемонстрировать выполненные командами рисунки, «осеннюю композицию», «осенние» газеты, листья. Затем слово предоставляется жюри. Жюри сообщает итоги по каждому домашнему заданию.)

Ведущая: Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице-осени! Кто только ни любовался её красотой, не воспевал её!

КОНКУРСЫ

Конкурс 1. «Литературная викторина»
 
Ведущая: Я приглашаю вас принять участие в литературной викторине. Ваша задача – назвать автора этих строк. За правильный ответ команда получает жетон.

1. Унылая пора! очей очарованье!..

(Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы)
(А.С. Пушкин)

2. Есть в осени первоначальной…

(Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
По далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев)

3. Ласточки пропали…

(А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
(А.А. Фет)

Конкурс 2. «Составить рассказ»
 
Ведущая: Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором предстали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ. За участие в этом конкурсе каждая команда получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места.

(На выполнение задания выделяется 10 минут. Помощники раздают участникам пейзажи)

Конкурс 3. «Эпитеты»
 
Ведущая: А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет принять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову «осень». Напомню, эпитет – это яркое определение, создающее живое представление о предмете.

Эпитеты запишите в четыре колонки.
В первую – слова или выражения, передающие красоту осени (нарядность, окраску): пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая…
Во вторую – какая бывает осень по характеру погоды: холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, теплая, ветреная…
В третью – с точки зрения её времени, продолжительности: долгая, ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная…
В четвёртую – с точки зрения психологического восприятия (какие чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задумчивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная…

Красота осени: окраска, нарядность По характеру погоды С точки зрения времени, продолжительности С точки зрения психологического восприятия

(На выполнение задания – 5 минут. Звучит музыка. Примечание: эпитеты не засчитываются, если записаны не в соответствующую колонку. Жюри подводит итоги, команды получают жетоны)

Конкурс 4. «Викторина для тех, кто много читает и много знает»

  • Когда начинается осень в Австралии? (В марте)
  • Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
  • Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде? (Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; горлянка и др.)
  • У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (У зайца)
  • Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
  • Когда начинался новый год на Руси? (1 сентября)
  • Какие птицы осенью улетают, а весной возвращаются? (Ласточка, кукушка, журавль, жаворонок, грачи и т.д.)
  • Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
  • Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

(Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны)

Конкурс 5. «Составь пословицу»
 
Ведущая: А сейчас новый конкурс «Составь пословицу». На карточках записаны пословицы: начало на одной, а продолжение – на другой. Соберите их правильно. (Звучит музыка)

  • Весна красна цветами, … (а осень – плодами).
  • Что посеешь, … (то и пожнешь).
  • Рожь поспела – … (берись за дело).
  • Кто землю лелеет, … (того и земля жалеет).
  • Осень прикажет, … (весна своё скажет)
  • День прозевал – … (урожай потерял).
  • В сентябре огонь … (и в поле, и в избе).
  • В сентябре одна ягода … (и та – горькая рябина).
  • Хлеб убирают – … (на небо взирают).
  • В осеннее ненастье … (семь погод на дворе).

(Жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны)

Конкурс 6. «Приз-сюрприз»
Ведущая: Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

Конкурс 7. «Аппликация»
Ведущая: Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше восприятие цветовой гаммы.

(Из приготовленных деталей цветной бумаги нужно составить аппликацию, можно использовать не все элементы. Время — 10 минут)
(По готовым аппликациям или по специально приготовленному плакату ведущая задает вопросы)

Покажите…
1) алый цвет;
2) абрикосовый цвет;
3) палевый цвет;
4) лиловый цвет;
5) кремовый цвет;
6) оливковый цвет;
7) бирюзовый цвет;
8) пурпурный цвет;
9) лазурный цвет…

(Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность аппликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жетоны)

Конкурс 8. «Загадки»
 
(Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количество правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то загадка предлагается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны)

1. Сильнее солнца, слабее ветра.
Ног нет, а идёт. Глаз нет, а плачет. (Туча)

2. Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило. (Дождь)

3. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)

4. Долгоножка хвалится:
«Я ли не красавица?!»
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)
 
5. Снесли птички синенькие яички.
Развесили по дереву: скорлупка мягонька.
Белок сладенький, а желток костяной. (Слива)

6. Две сестрицы летом зелены.
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет. (Смородина красная и чёрная)

7. Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода – снаружи! (Кукуруза)

8. Росли на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки. (Помидоры)

9. Красная мышка с белым хвостиком,
В норке сидела под листиком. (Редиска)

10. Был ребёнок – не знал пелёнок,
Стал стариком – сто пелёнок на нём. (Кочан  капусты)

11. Стоит он задумчивый в жёлтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух)

12. Сидит на палочке в красной рубашке,
Брюшко сыто, камешками набито. (Ягода шиповника)

13. В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина)

14. Что не сеяно родится? (Трава)

15. Все паны скинули кафтаны,
Один пан не скинул кафтан. (Сосна, ель в лиственном лесу)

16. Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

17. Стоит старик над водой, качает бородой. (Камыш)

18. Сто один брат, все в один ряд – вместе связаны стоят. (Сноп)

19. Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица, ни красная девица.
А кто подойдёт, тот с собой понесёт. (Репейник)

20. Вёрст не считала, по дорогам не ездила, а за морем бывала. (Птица)

21. Не рак, не рыба, не зверь, не птица.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольет. (Комар)

22. Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (Муха)

23. Сначала клин, потом блин. Течёт вода – ему не беда. (Зонт)

24. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя. (Пух, перо)

Конкурс 9. «Поздравление именинников»

Ведущая: А теперь пришло время поздравить наших «осенних» именинников…

(Команды поздравляют именинников, вручаются им подарки. Жюри учитывает оригинальность поздравлений)

III. Подведение итогов
 
(Жюри подводит окончательные итоги. Команде победителей вручаются призы. Всем остальным – по яблоку)
 
Ведущая: Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во всем этом нам помогла ОСЕНЬ!

(Классный час заканчивается чаепитием и дискотекой)