«Осенний листопад»
Сценарий праздника для 7-9 классов
Михайлова Вера Викторовна, учитель начальных классов и географии МОУ «Средняя школа им. Героя социалистического труда В.П. Игонина», с. Лесная Хмелевка, Мелекесский район, Ульяновская область
Цели: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искусству; создание благоприятного психологического климата в коллективе; поздравление именинников.
I. Подготовка к празднику
1. Домашнее задание командам:
1) «осенняя композиция»;
2) работы к конкурсу рисунков;
3) оригинальные поздравления именинников;
4) «осенняя» газета (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа);
5) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины… (выполняют из бумаги, каждый делает по трафарету из одного альбомного листа).
2. Осенние пейзажи для оформления зала и для второго конкурса (подобрать репродукции или учащиеся сами рисуют к празднику).
3. Жетоны в виде овощей и фруктов (выполняют из цветного картона).
II. Проведение праздника
Ведущая:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
(А.С. Пушкин)
— Этими замечательными строками из стихотворения «Осень» А.С. Пушкина мы открываем нашу конкурсную программу «Осенний листопад». Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об этом удивительном времени года, немного грустном, но таким щедрым своими красками и подарками. Предлагаем всем принять участие в программе!
(Целесообразно продемонстрировать выполненные командами рисунки, «осеннюю композицию», «осенние» газеты, листья. Затем слово предоставляется жюри. Жюри сообщает итоги по каждому домашнему заданию.)
Ведущая: Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице-осени! Кто только ни любовался её красотой, не воспевал её!
КОНКУРСЫ
Конкурс 1. «Литературная викторина»
Ведущая: Я приглашаю вас принять участие в литературной викторине. Ваша задача – назвать автора этих строк. За правильный ответ команда получает жетон.
1. Унылая пора! очей очарованье!..
(Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы)
(А.С. Пушкин)
2. Есть в осени первоначальной…
(Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
По далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев)
3. Ласточки пропали…
(А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
(А.А. Фет)
Конкурс 2. «Составить рассказ»
Ведущая: Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором предстали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ. За участие в этом конкурсе каждая команда получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места.
(На выполнение задания выделяется 10 минут. Помощники раздают участникам пейзажи)
Конкурс 3. «Эпитеты»
Ведущая: А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет принять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову «осень». Напомню, эпитет – это яркое определение, создающее живое представление о предмете.
Эпитеты запишите в четыре колонки.
В первую – слова или выражения, передающие красоту осени (нарядность, окраску): пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая…
Во вторую – какая бывает осень по характеру погоды: холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, теплая, ветреная…
В третью – с точки зрения её времени, продолжительности: долгая, ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная…
В четвёртую – с точки зрения психологического восприятия (какие чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задумчивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная…
Красота осени: окраска, нарядность | По характеру погоды | С точки зрения времени, продолжительности | С точки зрения психологического восприятия |
(На выполнение задания – 5 минут. Звучит музыка. Примечание: эпитеты не засчитываются, если записаны не в соответствующую колонку. Жюри подводит итоги, команды получают жетоны)
Конкурс 4. «Викторина для тех, кто много читает и много знает»
- Когда начинается осень в Австралии? (В марте)
- Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
- Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде? (Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; горлянка и др.)
- У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (У зайца)
- Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
- Когда начинался новый год на Руси? (1 сентября)
- Какие птицы осенью улетают, а весной возвращаются? (Ласточка, кукушка, журавль, жаворонок, грачи и т.д.)
- Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
(Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны)
Конкурс 5. «Составь пословицу»
Ведущая: А сейчас новый конкурс «Составь пословицу». На карточках записаны пословицы: начало на одной, а продолжение – на другой. Соберите их правильно. (Звучит музыка)
- Весна красна цветами, … (а осень – плодами).
- Что посеешь, … (то и пожнешь).
- Рожь поспела – … (берись за дело).
- Кто землю лелеет, … (того и земля жалеет).
- Осень прикажет, … (весна своё скажет)
- День прозевал – … (урожай потерял).
- В сентябре огонь … (и в поле, и в избе).
- В сентябре одна ягода … (и та – горькая рябина).
- Хлеб убирают – … (на небо взирают).
- В осеннее ненастье … (семь погод на дворе).
(Жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны)
Конкурс 6. «Приз-сюрприз»
Ведущая: Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.
Конкурс 7. «Аппликация»
Ведущая: Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше восприятие цветовой гаммы.
(Из приготовленных деталей цветной бумаги нужно составить аппликацию, можно использовать не все элементы. Время — 10 минут)
(По готовым аппликациям или по специально приготовленному плакату ведущая задает вопросы)
— Покажите…
1) алый цвет;
2) абрикосовый цвет;
3) палевый цвет;
4) лиловый цвет;
5) кремовый цвет;
6) оливковый цвет;
7) бирюзовый цвет;
8) пурпурный цвет;
9) лазурный цвет…
(Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность аппликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жетоны)
Конкурс 8. «Загадки»
(Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количество правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то загадка предлагается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны)
1. Сильнее солнца, слабее ветра.
Ног нет, а идёт. Глаз нет, а плачет. (Туча)
2. Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило. (Дождь)
3. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)
4. Долгоножка хвалится:
«Я ли не красавица?!»
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)
5. Снесли птички синенькие яички.
Развесили по дереву: скорлупка мягонька.
Белок сладенький, а желток костяной. (Слива)
6. Две сестрицы летом зелены.
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет. (Смородина красная и чёрная)
7. Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода – снаружи! (Кукуруза)
8. Росли на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки. (Помидоры)
9. Красная мышка с белым хвостиком,
В норке сидела под листиком. (Редиска)
10. Был ребёнок – не знал пелёнок,
Стал стариком – сто пелёнок на нём. (Кочан капусты)
11. Стоит он задумчивый в жёлтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух)
12. Сидит на палочке в красной рубашке,
Брюшко сыто, камешками набито. (Ягода шиповника)
13. В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина)
14. Что не сеяно родится? (Трава)
15. Все паны скинули кафтаны,
Один пан не скинул кафтан. (Сосна, ель в лиственном лесу)
16. Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. (Лес)
17. Стоит старик над водой, качает бородой. (Камыш)
18. Сто один брат, все в один ряд – вместе связаны стоят. (Сноп)
19. Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица, ни красная девица.
А кто подойдёт, тот с собой понесёт. (Репейник)
20. Вёрст не считала, по дорогам не ездила, а за морем бывала. (Птица)
21. Не рак, не рыба, не зверь, не птица.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольет. (Комар)
22. Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (Муха)
23. Сначала клин, потом блин. Течёт вода – ему не беда. (Зонт)
24. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя. (Пух, перо)
Конкурс 9. «Поздравление именинников»
Ведущая: А теперь пришло время поздравить наших «осенних» именинников…
(Команды поздравляют именинников, вручаются им подарки. Жюри учитывает оригинальность поздравлений)
III. Подведение итогов
(Жюри подводит окончательные итоги. Команде победителей вручаются призы. Всем остальным – по яблоку)
Ведущая: Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во всем этом нам помогла ОСЕНЬ!
(Классный час заканчивается чаепитием и дискотекой)