«Этих лет не смолкнет слава»


Комплексное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет)


Ольга Николаевна Смирнова, учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида №77 «Земляничка», г. Вологда


Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой, воспитывать чувство гордости за героев Великой Отечественной войны; вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому нашей страны и города.
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
— расширять представления о празднике «День Победы»;
— воспитывать уважение к защитникам Отечества, любовь к своей Родине;
— совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.
«Познание»:
— расширять представления о малой родине, достопримечательностях нашего города;
— развивать познавательный интерес к окружающему миру;
— расширять представления об армии, военных профессиях, о героическом прошлом народа;
— развивать внимание, логическое мышление;
— развивать зрительное восприятие и внимание;
— закреплять умение ориентироваться в пространстве.
«Речевое развитие»:
— активизация, актуализация и обогащение словаря по теме «День Победы»;
— совершенствовать грамматический строй речи:
* умение согласовывать слова в предложении,
* умение изменять существительные по падежам;
— совершенствовать навык употребления предложно-падежных конструкций;
— развивать слуховое внимание и фонематический слух;
— формировать слоговую структуру слова;
— формировать навык деления слов на слоги;
— формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, диалога и монолога.
Словарь: День Победы, обелиск, памятник, метроном, герой, подвиг, защитник, сражаться, названия военных профессий (летчик, моряк, танкист, солдат), техники (зенитная пушка, корабль, танк), земляк, вологжанин, конструктор, метроном.
Материалы и оборудование: музыкальный центр; фотографии военных профессий, военной техники, конструктора С.В. Ильюшина, памятников Вологды, посвященных ВОВ; листы с «тайным посланием»; кисти; акварельные краски; Георгиевские свечи.
Предварительная работа:
— пешеходная экскурсия с родителями по памятным местам нашего города, связанным с Великой Отечественной войной «Вологда военная»;
— экскурсия в областной краеведческий музей
— мультимедийные презентации «Виртуальная экскурсия по Вологде», «Вологжане – герои Великой отечественной войны»;
— знакомство с военными профессиями, военной техникой на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности;
— чтение литературы, посвященной Великой Отечественной войне;
— разучивание стихов о войне;
— проведение консультации для родителей «Как рассказать ребенку дошкольнику о войне»;
— организация выставки боевых танков из архива семьи воспитанников;
— сбор информации для «Книги памяти», оформление Книги памяти.

Ход образовательной деятельности:

Звучит метроном. Дети стоят полукругом на коврике и слушают.

Логопед: Что это за звуки? (Это звуки метронома)
— Когда мы можем их слышать? (Они звучат в минуту молчания)
— Ребята, в минуту молчания все вспоминают Великую Отечественную войну и героев, которые смогли победить в ней. Совсем скоро вся страна будет отмечать великий праздник – День Победы в этой страшной войне.
— Когда мы его отмечаем? (9 мая)
— Наше занятие будет посвящено Великой Отечественной войне и празднику 9 мая. Нам предстоит выполнить несколько заданий и собрать 4 части военного пазла. Наградой за преодоление всех препятствий будет символ Победы – георгиевская свеча.
— Вы готовы? Ну что ж, вот для вас первое задание.

Детям выдается фрагмент фотографии обелиска в Кировском сквере

— Внимательно рассмотрите часть фотографии. Вы узнали этот памятник? Найдите его фотографию в нашей группе. Давайте пройдем на стульчики.

Дети подходят, садятся на стульчики

— Расскажите об этом памятнике. Скажите, как он называется? Где находится? Что изображено на нем?

Дети: Это стела, монумент, памятник героям вологжанам. Он находится недалеко от театра кукол «Теремок». На нем написаны фамилии людей, наших земляков — героев.
Логопед: Да, тех, кто воевал на той далекой войне. Все они служили в разных родах войск, вспомнить которые нам помогут эти рисунки. Расскажите, кто на них изображен? Начнем с фотографии, которая находится ПОД фотографией обелиска. (Далее НАД фотографией обелиска, СПРАВА, СЛЕВА от фотографии обелиска)
Дети: Это летчик. Он управляет самолетом. На нем военная форма и шлем с защитными очками. А за спиной парашют.
Дети: Это танкист. Он управляет танком. На нем комбинезон и шлем.
Дети: Это моряк. Он воевал на корабле. На моряке тельняшка, бескозырка и брюки.
Дети: Это солдат. Он воевал на земле. На нем военная форма, каска и сапоги.
 
Логопед: Продолжите предложение, назвав всех, кто изображен на картинках. Мы будем делать это, передавая друг другу гвоздику – символ праздника.
Нашу страну защищали … (солдаты, летчики, моряки, танкисты)
В боях погибло много … (солдат, летчиков, моряков, танкистов)
Мы благодарны … (солдатам, летчикам, морякам, танкистам)
Мы будем помнить о … (солдатах, летчиках, моряках, танкистах)
— Кто сражался на земле? (На земле сражались танкисты и солдаты)
— Кто защищал в небе? (В небе защищали летчики)
— Кто воевал на море? (На море воевали моряки)

— Ну что ж, задание мы выполнили и можем разместить первую часть пазла на его место. Встаньте и пройдите за мной. Вот здесь мы будем прикреплять пазлы. Это – первый.

Педагог прикрепляет пазл на место. Детям выдается фрагмент фотографии зенитки

Логопед: А этот памятник вы узнали? Найдите его фото в нашей группе. Проходите за мной и вставайте на метки.

Дети идут к зенитке, встают на метки

Логопед: Что это за этот памятник? Где он находится? Что вы знаете об этом зенитном орудии?
Дети: Это зенитка – орудие, которое защищало наш город от вражеских самолетов. Она находится недалеко от вокзала.
Логопед: Да, мы все привыкли его называть именно так – зенитка. Но правильно название этого орудия звучит так: 85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Именно такие орудия защищали наше небо от вражеских самолетов.
— Кроме зениток нашу страну защищала и другая военная техника. Что это, назовите.
Дети: Я вижу (заметил, узнал) … (танк, зенитку, корабль).
Логопед: Название одной картинки я сейчас зашифрую хлопками, слушайте внимательно и угадайте, какую технику я загадала.
 
Дети называют технику и повторяют «шифровку»

Логопед: Кто из вас хочет попробовать себя в роли шифровальщика? Миша выберет одну картинку, но нам ее название не скажет. Он про себя произнесет это слово и передаст его хлопками. Остальным нужно очень внимательно слушать и подобрать подходящее слово.

Один из детей задумывает слово и загадывает его товарищам

Логопед: Задание выполнено. И мы получаем еще один кусочек пазла. Идемте за мной.

Педагог прикрепляет пазл на место
 
Логопед: Сколько пазлов мы уже прикрепили? (Дети считают)

Детям выдается фрагмент фотографии самолета

Логопед: Это еще одно памятное место нашего города. Вы его узнали? (Самолет ИЛ-28). Найдите его фото в нашей группе. Проходите за мной и садитесь на стулья.
— Как называется этот памятник? Где находится? (Это учебный самолет ИЛ-28. Он установлен недалеко от нашего детского сада. Его сконструировал наш земляк С.В.Ильюшин)
Вы все правильно сказали. Но вот что я хочу вам еще рассказать. Именно такой самолет, ИЛ-28, не участвовал в боях ВОВ. Он установлен здесь, у нас в микрорайоне в память о его выдающемся конструкторе С.В. Ильюшине, создателе самого известного, самого грозного самолета ВОВ – Ил-2 (демонстрация фото Ила). Этот самолет наши враги очень боялись и называли его «летающим танком». А вот памятник знаменитому конструктору Ил-2 установлен в центре нашего города. И выглядит он вот так.
— В память о героях войны не только устанавливали памятники, но и сочиняли песни, писали рассказы и стихи. На нашей выставке размещены уже знакомые вам книги о войне и ваши рисунки к ним. Мы с вами серьезно готовимся к предстоящему празднику Победы, учим песни и стихи. А сейчас попросим Антона прочесть свое любимое стихотворение о Дне Победы.

Ребенок читает стихотворение
 
Девятое мая
Праздничный флаг в небеса поднимая,
Входит на площадь Девятое мая.
Город в парадную форму одет,
Даже у солнца торжественный цвет.

Этот святой, героический праздник
Поровну делят прадед и правнук.
Воинов хочет обнять вся страна,
С гордостью глядя на их ордена.

И марширует в шеренгах парада
Мужество Бреста и Сталинграда.
Ратная доблесть наших полков
Не потускнеет во веки веков!

Прадеды-деды, солдаты Победы,
В бронзе отлиты, в песнях воспеты!
Слава погибшим! Слава живым!
Всем полководцам и всем рядовым!

День над страной, по-весеннему ясный,
Майские марши звенят в вышине.
Скачет сквозь годы по площади Красной
Маршал Победы на белом коне.
(Петр Синявский)

Логопед: Спасибо, Антон. Ребята, а это наша с вами Книга памяти. Сюда мы начали собирать материалы о ваших прадедушках и прабабушках, которые участвовали в войне или трудились в тылу, помогая приблизить победу. И сейчас мы послушаем рассказ Миланы о своем прадедушке.

Рассказ Миланы

Логопед: Спасибо, Милана, теперь мы все знаем еще об одном герое войны и можем прикрепить еще один пазл. Встаньте и проходите сюда. Который он по счету? (третий)
 
Педагог прикрепляет пазл на место

Логопед: Вот еще одно задание.

Детям выдается фрагмент фотографии танка

Логопед: А этот памятник вы узнали? Найдите его фотографию в нашей группе.

Дети рассматривают фото и переходят к фотографии

— Что это за памятник? Где находится?

Дети: Это танк Т-34. Он стоит на улице Мира.
Логопед: А вы знаете, почему танк установлен в нашем городе? (Ответы детей) Дело в том, что в годы войны жители нашего города подарили 1-й танковой армии колонну «Вологодский колхозник», машины которой воевали и в Праге, и в Берлине.
— Еще одно задание выполнено. И мы получаем еще один элемент пазла. Который он по счету? Ваня, прикрепи его на место, пожалуйста.

Ребенок размещает пазл

Логопед: Смотрите, мы собрали весь пазл. Остается только узнать, где же находятся георгиевские свечи. В этом нам поможет подсказка.

Логопед показывает детям лист бумаги

Логопед: Встаньте вокруг столов удобно, чтобы всем было видно. Что у меня в руках? (Лист бумаги) На нем что-то изображено? Написано? (Нет) Я скажу вам по секрету, что на самом деле здесь есть рисунок, но нам его не видно. Как вы думаете, как можно его увидеть? (Дети отвечают)
Эту тайнопись можно прочесть, если выполнить магические действия. Посмотрите, перед каждым из вас листок, баночка с волшебной краской и кисть. Вам нужно взять кисть, обмакнуть ее в краску и раскрасить середину листа. Будьте внимательны и осторожны – постарайтесь не выезжать за края и не испачкаться.

Дети раскрашивают листочки, находят звезды

Логопед: Что вы видите? (Звезды, много звезд)
Как вы думаете, о каком памятнике они нам напоминают? (о Вечном огне)
Давайте проверим – на обратной стороне пазла есть ответ.

Логопед переворачивает пазл

Логопед: Мы правы? Проходите за мной.
— Мы с вами у самого главного военного мемориала. Сегодня на нашей импровизированной площади размещается персональная выставка боевых танков семьи Егора и Ани. Они вместе с папой собирают модели танков. После занятия вы сможете рассмотреть их. А пока получайте заслуженные награды — Георгиевские свечи. В праздник обязательно зажгите их в честь великой победы нашего народа. А еще сходите с родителями на площадь Революции, поздравьте ветеранов, посмотрите на Бессмертный полк.

Приложения

1. Презентация Смирнова_презентация
2. Текст к презентации

Экскурсия по памятным местам Вологды, посвященным ВОВ
Как и все гости нашего города, мы встречаемся с вами у вокзала рядом с памятным знаком «Я люблю Вологду». Усаживайтесь поудобнее, пристегивайте ремни. Мы отправляемся.

 2 слайд
Сейчас мы едем по улице Зосимовской и слева видим первый памятник. Что это? (Зенитка). Да, мы привыкли так называть его. Но правильно его название звучит так: 85-мм зенитное орудие образца 1939 года. Именно такие орудия защищали вологодское небо в годы войны.
Этот памятник посвящен защитникам вологодского неба – бойцам Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО. Он был открыт 20 июля 1984 года. В основании памятника ветераны заложили капсулу со священной землей с Мамаева кургана.
В годы войны поблизости от этого места, прикрывая Вологодский железнодорожный узел от вражеских самолетов, занимали боевые позиции зенитчики. Интересно, что вологодское небо в годы войны защищали в основном женщины.

3 слайд
Мы едем дальше и оказываемся в заречье. Именно там, в парке Ветеранов находится еще один памятник. 8 мая 2010 года был открыт памятный знак «Труженикам тыла».
Война вызывает в памяти много ассоциаций — кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных людей, героическое сопротивление и, конечно же, самоотверженный, до изнеможения, труд в тылу. Во время войны от мирных, привычных забот не осталось и следа. Заводы и фабрики в срочном порядке перестраивали на военный лад. «Все для фронта! Все для победы!» — этот лозунг требовал огромной работы и полной отдачи сил от каждого.

4 слайд
Обелиск Воинской славы в Кировском сквере был открыт 27 октября 1968 года в честь вологжан – Героев Советского Союза.
Высоко вверх поднялись три вертикальные стелы, объединенные пилонами с барельефными фигурами. На одном из них – солдат и партизан, на другом – моряк и летчик. Между барельефами начертаны памятные даты: 1941 – 1945. Вверху колонн троекратно повторяются слова: «Слава вологжанам – Героям Советского Союза!» По бетонным плитам сбегают вниз начертанные золотыми буквами имена. Всего 173 фамилии. Композицию завершают слова: «Навсегда останутся в памяти героические подвиги земляков».
Спустя сорок лет, в 2005 году, монумент был дополнен: слева в бронзе высечены фамилии вологжан – полных кавалеров ордена Славы, справа – слова из речи В.И. Молотова, произнесенной 22 июня 1941 года: «Наше дело правое – мы победим».
Вплоть до открытия мемориала Вечный огонь обелиск в Кировском сквере был главным памятником воинской славы вологжан.

5 слайд
Самым священным местом для жителей Вологды является площадь Революции, где находится мемориал «Вечный огонь». Он был открыт 9 мая 1975 года. Огонь был привезен из Москвы от мемориала Вечный огонь у Кремлевской стены.
Центр памятника — пятиконечная звезда, из основания которой рвется пламя вечного огня в честь всех жителей города, павших во время Великой Отечественной войны. К мемориалу ведут выложенные плитками дорожки. Высажены цветы, которые цветут с ранней весны и до поздней осени. В самые праздничные дни к Вечному огню возлагают венки и цветы.
Приходя сюда и глядя на огонь — символ вечной жизни, мы снова и снова вспоминаем все, что было пережито в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

6 слайд
Памятник «Побег из ада» открыт в Октябрьском сквере 6 мая 2010 г.
Посвящен 10-ти военнопленным, которые в годы Великой Отечественной войны (а точнее, ранним утром 8 февраля 1945 года) угнали немецкий бомбардировщик из концлагеря. Одним из организаторов этого побега был вологжанин — Владимир Соколов. После побега он прошел почти всю войну и погиб при форсировании реки Одер. Подобные памятники, работы заслуженного скульптора России Михаила Сердюкова, будут установлены и в девяти других городах, откуда были родом беглецы из немецкого концлагеря, а также в Германии и Англии.

7 слайд
Танк Т-34 на улице Мира открыт 8 мая 1975 года
Неслучайно на постамент высотой 1,2 метра, облицованный черным полированным диабазом, поднят танк Т-34, принимавший непосредственное участие в боевых сражениях. Массовым движением тружеников тыла в годы войны стал сбор средств на сооружение боевых машин. В августе 1942 года колхозники сельхозартели «Строитель» Великоустюгского района выступили с инициативой строительства танковой колонны и внесли первый денежный взнос. К концу 1942 года вологжане собрали 50 миллионов рублей, а в марте 1943-го от трудящихся области 1-й танковой армии генерал-лейтенанта М.Е. Катукова передана колонна машин Т-34.
5 мая в Кировском сквере и у монумента «Танк Т-34» появились первые 8 бело-красных скамеек. Такой подарок городу к 9 мая сделало одно из производственных предприятий. Каждая такая лавка весит 60 килограммов и выполнена из металлических труб. В скором времени рабочие приварят конструкции, чтобы вандалы не смогли их испортить.

8 слайд
Парк Победы. Справа находится Мемориал вологжанам-железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны. Изготовлен на заводе ЖБИ и представляет собой железобетонную конструкцию в виде развернутого знамени с прорезанной в нем пятиконечной звездой. Звезду обрамляют рельсы, которые символизируют вклад железнодорожников в дело Победы.

9 слайд
Аллея Победы с расположенным на ней музеем боевой техники под открытым небом. Здесь установлено 8 единиц боевой техники. В парк Победы в Вологде привезли последние экземпляры боевой техники. Напомним, накануне 9 мая там откроется военный музей под открытым небом. Вологжане смогут посмотреть на настоящие танки Т-80 и БМП-1. Всего в парке уже установлено восемь единиц техники. БМП-1 использовались Советской армией с 1966 года, они участвовали в вооруженных конфликтах второй половины 20 века. А танки Т-80 выпускались в 60-е годы на Кировском заводе в Ленинграде. Это первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Почти все экспонаты будущего музея — современные примеры вооружения, но есть там и гаубица времен Великой Отечественной войны – М-30. Вся техника была списана Министерством обороны РФ специально для демонстрации в музее.

10 слайд
Памятник маршалу Коневу – известному военачальнику, дважды Герою Советского Союза.

11 слайд
28 августа 1988 года в южной части Пошехонского кладбища, на месте захоронения 1048 ленинградцев-блокадников, открыт мемориал эвакуированным ленинградцам по проекту скульптора В.Старожук. У подножия памятника в 2005 году установлен саркофаг с землей, привезенной с Пискаревского кладбища.

12 слайд
ИЛ-28, Сергей Владимирович Ильюшин, ИЛ-2.

 

Литература и источники информации:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников.: пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений/В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
6. https://www.booksite.ru/war1941-1945/