«Горячее сердце»

Внеклассное мероприятие для старшеклассников к Дню святого Валентина

14 февраля — День святого Валентина. Исстари этот день считается праздником влюбленных. Оформление места проведения не должно быть громоздким, главное, чтобы в зале царила располагающая к размышлениям атмосфе­ра. Столики образуют полукруг, на каждом из них свеча и маленькие букетики цветов. На стенах репродукции живописных жен­ских портретов кисти известных художников, а также экран, на который будут про­ецироваться слайды, открытки, иллюстра­ции. Выступающие не объявляются, а сра­зу после слов ведущих встают со своих мест и исполняют свой номер.

Ведущая: Любовь. Мы об этом читали в книжках.
Любовь. Мы об этом понять не могли.
Но постепенно мужали мальчишки.
И вот до нее доросли.
 
Ведущий: А помнишь — мы с ней не хотели знаться,
И часто пути для себя выбирая,
Ее мы считали лет до тринадцати
Чувством, которое все презирают.
Строгая кинжалы ножом перочинным,
Ровесниц вгоняя сраженьями в трепет,
Решали мы, что настоящий мужчина
Тот, который девчонок не терпит…

Ведущая: Все начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа.
Глаза цветов, глаза ребенка —
Все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви! Я это точно знаю.
Все, даже ненависть — родная
И вечная сестра любви.
Все начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг —
Все начинается с любви…
Весна шепнет тебе: «Живи»…
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься, и начнешься —
Все начинается с любви!
(Р. Рождественский)

Ведущий: Слово «любовь» на всех язы­ках мира понятно без перевода.
Чувство любви самое поэтическое, возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчер­паема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

Ведущая: Любовью дорожить умейте,
С годами — дорожить вдвойне:
Любовь — не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
(С. Щипачев)

(Звучит песня «Я тебя никогда не забуду» из спектакля «Юнона и Авось» (муз. А.Рыбникова на стихи А.Вознесенского)

Ведущий: «Любви все возрасты покор­ны», — сказал когда-то Пушкин. И верно. Гете в 74 года делает предложение 19-лет­ней Ульрике. Знаменитого Энрико Карузо душили рыдания, когда он пел о любви, те же рыдания и слезы душили публику в за­ле. Любовь — это крылья. Недаром говорят: «Все влюбленные талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты любви — любви единственной, на всю жизнь, «любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей»: Данте и Беатриче, Ро­мео и Джульетта, Тристан и Изольда, Арбе­нин и Нина, Чернышевский и Ольга Сократовна, Пушкин и Наталья Гончарова, Лермонтов и Варенька Лопухина…

Не ты, но судьба виновата была,
Что скоро ты мне изменила.
Она тебе прелести женщин дала,
Но женское сердце вложила.

Болью и печалью пронизаны эти строч­ки Лермонтова к Вареньке Лопухиной. Еще подростком поэт познакомился с нею в Москве. Сильное чувство к этой изящной и нежной женщине поэт пронес через всю жизнь.

(На экране портрет Вареньки Лопухиной работы художника Л. Боровиковского)

Ведущая: Глядя на этот портрет, не­вольно вспоминаются стихи Заболоцкого:

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок:
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ей было 18 лет, когда Боровиковский писал с нее портрет. Вскоре она вышла за­муж за егермейстера Лопухина, но была не­счастлива. Через 6 лет после замужества она умерла от чахотки.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(Яков Полонский «К портрету»)

Прошло почти два века с тех пор, как картина была написана. Менялись поколе­ния, вкусы, а портрет Лопухиной по-преж­нему притягателен для нас. Мы вновь и вновь вглядываемся в лицо. Оно беспоко­ит, смущает. Ей, чужой жене, своей воз­любленной, Лермонтов посвятил строчки, написанные за несколько дней до своей смерти.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взглядом:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой, я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей…

(Звучит песня из репертуара М.Звездинского «Не веселая, не печальная…»)

Ведущий: В одной из древних притчей рассказывается о том, как однажды встре­тился странник с Чумой и спрашивает:
— Куда ты идешь?
— Я иду в Багдад, мне нужно уморить 10 тысяч человек.
Несколько дней спустя, тот же странник вновь встречает Чуму.
— Ты сказала, что убьешь 10 тысяч, а уморила только 5.
— Да, я погубила 5 тысяч, а остальных спасла любовь.

Ты жива, ты жива!
Не сожгли тебя пламень и лава,
Не засыпало пеплом,
А только задело едва.
Ты жива, как трава,
Увядать не имевшая права.
Будешь ты и в снегах
Зелена и поздней Покрова.
И ещё над могилой моей
Ты взойдёшь, как посмертная слава.
И не будет меня –
Ты останешься вечно жива.
Говори не слова,
А в ответ лишь кивай величаво –
Улыбнись и кивни,
Чтоб замолкла пустая молва.
Ты жива, ты права,
Ты отрада моя и отрава.
Каждый час на земле –
Это час твоего торжества!
(Л. Мартынов «Любовь»)

(Звучит фонограмма на стихи В.Высоцкого «Когда вода всемирного потопа…»)

Ведущая: В основе любви лежит три вле­чения — ума, души и тела. Их единство — основа счастья и любви. Настоящая любовь это не только чувство, но и действие, на­правленное на то, чтобы любить и быть любимым.

Ведущий: Тоски любовной горький мед,
Еще хранят твой привкус губы.
Не всякий, может быть, поймет,
Что есть на свете однолюбы.
Но кто поймет — тому весь век
Весна и юность будут сниться,
Когда у шумных, быстрых рек
Друг дружку окликают птицы.
Пусть год за годом жизнь пройдет
И взвоют траурные трубы.
Тоски любовной горький мед
Передадут из рода в род
В прощальном поцелуе губы.
(Н. Рыленков)

(Ведущие предлагают всем присутствую­щим посостязаться в знаниях пословиц и поговорок о любви. Из зала до­носится…)

* Без любимого и мир постыл.
* Был бы милый по душе, проживем и в шалаше.
* Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
* Где любовь да совет, там и горя нет.
* Кто кого любит, тот того и голубит.
* Любви золотом не купишь.
* Хоть хлеб с водою, зато милый с тобою…

(Звучит песня «Первая любовь» на стихи Л. Кретова, муз. А. Мажукова)

Ведущий: Любовь! От нее расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюбленных. Древние греки сочинили такую леген­ду.
Молодой Пан — бог лесов и лугов — повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу — нежную вестницу утрен­ней зари. Он долго любовался ее нежной грацией и красотой, забыл даже о своих за­бавах. Решил Пан заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа не­ожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми, белыми цвета­ми. Так Сиренга стала сиренью. Кусты сирени благоухают ночью, когда наступает время влюбленных.

Ведущая: Душистое море кружит голову.
Окно открыла девушка на стук,
Качнулась к парню легче легкой песни
И тонкими кистями нежных рук
Взяла его лицо с сиренью вместе.
(М. Бекетова)

(Звучит песня «Сирень» на стихи А. Сафронова, муз. Ю. Милютина)
 
Ведущий: Любовь бывает разной: сча­стливой и горькой, взаимной и безответной, любовь-радость и любовь-страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает че­ловека, делает его лучше.
По древнерусской легенде, морская царе­вна Волхова полюбила Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали ее слезин­ки, выросли ландыши — символ любви и грусти.

(Звучит песня «Ландыши» на слова О. Фа­деевой, муз. О.Фельцмана)

Ведущий: В ясную и безлунную ночь не­босвод усыпан тысячами звезд. Одни блес­тят, как бриллианты, другие едва видны. Они шлют свой далекий свет влюбленным. Об этих таинственных звездах влюбленный человек создал поэтические мифы и леген­ды. Вот одна из них.
Далеко-далеко на юж­ном конце земли находилась цветущая страна Эфиопия, которой управляли царь Цефей и его супруга царица Кассиопея. У них была единственная дочь Андромеда. Она была краше морских нимф (нереид), прявших в морских глубинах руно на золо­тых прялках. Кассиопея хвалилась красотой своей дочери повсюду.
Разгневался властитель морей бог По­сейдон и наслал на Эфиопию невиданное бедствие. Каждый день из бурного моря появлялось ужасное чудовище — Кит. Из его огромной пасти и страшных глаз выле­тали клубы пламени, которое он извергал во все стороны. Цветущая Эфиопия могла превратиться в мертвую пустыню. Страх и ужас охватили жителей страны.
Царь Цефей спросил у оракула, как можно спасти страну. И ответил оракул: «Кит перестанет сжигать страну тогда, ког­да ему на съедение он отдаст свою единст­венную дочь Андромеду». Долго рыдали родители, но покорились. Еще до того, как начался рассвет, они от­вели дочь на морской берег и цепями приковали к скале.
Из морских глубин появился Кит. Он широко раскрыл пасть, языки пламени вы­рвались оттуда. Кит устремился к девушке. Андромеда закричала… Тут с небес в кры­латых сандалиях на помощь примчался Персей. Он пронзил чудовище мечом, но Кит еще больше разъярился и изверг страшное пламя. Тогда Персей вытащил из волшебного мешка голову Медузы Горгоны и направил глаза Медузы на чудовище. Вмиг Кит превратился в огромный скалис­тый остров посреди бурного моря. Персей освободил Андромеду и проводил во дво­рец отца. Счастливые родители отдали дочь замуж за героя. Боги превратили героев ле­генды в звезды и вознесли их на небо, где и сейчас блестят созвездия Цефея, Кассио­пеи, Андромеды, Кита и Персея.

Ведущая: Любовь, любовь — загадочное слово
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
(В. Рождественский)

Ведущий: Любовь мне — как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь мне — как признание
На добрые дела.
Чтоб мир отмылся дочиста,
Душа тревогу бьет.
Любовь мне — как пророчество,
Зовущее вперед.
Любовь — как жажда истины,
Как право есть и пить.
Я, может быть, единственный,
Умеющий любить?

Ведущая: Во Фракии родился Орфей. Он отдавался музыке, игре на лире. Еще нежнее и лучше Орфей стал петь после то­го, как женился на Эвридике. Но счастье было недолгим. Однажды, гуляя с подруга­ми, Эвридика наступила на змею и погиб­ла. Долго горевал Орфей, от его грустных песен природа погрузилась в отчаяние, словно оплакивала Эвридику вместе с ним. Не мог Орфей забыть любимую. Не было у него радости в жизни. Решил он пойти в подземное царство и умолить Аида вернуть ему Эвридику.
Спустился Орфей к священной реке Стие, но перевозчик Харон отказался его перевозить, потому что в царство теней пе­ревозили только мертвых. Орфей заиграл на своей золотой лире, Харон заслушался и не заметил, как Орфей влез в ладью и подо­гнал ее к другому берегу.
Орфей пел и играл для Аида. Он пел о своей боли и страданиях, о жизни, которая невыносима без любви. Аид согласился вернуть Эвридику в царство живых, но при условии, что Орфей, когда будет идти за Гермесом из подземного царства, не дол­жен оглядываться, иначе Эвридика навечно останется в подземном царстве.
Орфей согласился. Они двинулись в путь. Вокруг стояла гробовая тишина, не слышно было ничьих шагов. Орфей забыл, что Эвридика — все еще бесплотная тень, поэтому он не мог слышать ее шаги. Огля­нувшись, он увидел тень Эвридики, кото­рая тут же растворилась в непроглядном мраке царства мертвых. Снова стал он умо­лять Харона переправить его к Аиду. Семь дней и ночей играл Орфей грустные песни, но не дрогнул старый Харон. Орфей вер­нулся во Фракию. Четыре года он не пел и не смотрел ни на одну девушку. Но однаж­ды весной природа его пробудила, и он за­пел. На звуки песни прибежали пьяные женщины, участвовавшие в празднике в честь бога вина Вакха. Одна из них крикну­ла: «Вот он, наш враг, женоненавистник!» И они закидали Орфея камнями. В подзем­ном царстве теней Орфей и Эвридика встретились снова, и уже ничто не могло их разлучить.
Боги превратили Орфея в снежно-белого лебедя и вознесли на небо — он стал созвездием. Его лира стала созвездием Лиры.

(Исполняется песня А. Пахмутовой на сло­ва Н. Добронравова «Нежность»)

Источник: http://www.testsoch.com