«Гордись Отечеством своим»
Педагогический проект малого коммунарского сбора
Головинова М.П., учитель истории и обществознания МАОУ «Тохтуевская СОШ» Соликамский район, Пермский край
Лишеленко И.В., заместитель директора по воспитательной работе
Матвеева И.Н., педагог-организатор
Практико-ориентированный краткосрочный проект «Гордись Отечеством своим» разработан для решения одной из важнейших задач школы – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Современная ситуация в мире и России проверяет на прочность духовную стойкость, гражданственность и патриотизм общества и, прежде всего, молодежи. Недооценка патриотизма как составляющей воспитательного процесса приводит к ослаблению социальных, духовных и культурных основ нашего общества и государства. Этим определяется ключевая роль патриотического воспитания в общей системе воспитания молодежи России.
Основная цель патриотического воспитания в школе – создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности, так как именно детство и юность самая благодатная пора для формирования лучших качеств гражданина.
В нашей школе накоплен положительный опыт по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Создав творческую группу, мы решили поделиться опытом работы в данном направлении с коллегами из района, а формой проведения стал малый коммунарский сбор.
Цели проекта:
— пробудить у обучающихся чувство любви к Родине;
— приобщить их к социальным ценностям – патриотизму, исторической памяти, гражданственности, долгу;
Для достижения цели в рамках коммунарского сбора предусмотрены: парад-смотр строя, формы и песни; военизированная эстафета; лазертак. Обучающиеся узнают о военном прошлом своего края — Соликамского района; разучат песню «Вперед, Россия» и многое другое.
Партнеры: заместитель начальника ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 полковник внутренней службы Владимир Николаевич Бородин, Соликамская писательница и поэтесса Ольга Ивановна Сухова, привлечены преподаватели школы и актив Совета старшеклассников.
Целевая аудитория. Проект был реализован на базе Тохтуевской средней общеобразовательной школы. Его участниками стали 80 человек: обучающиеся 7-9 классов и учителя из 10 школ Соликамского района.
Ожидаемые результаты. Ребята оставили добрые, хорошие отзывы о нашем мероприятии. Надеемся, в сердце каждого поселилось чувство ответственности и гордости за свое Отечество, а полученный опыт поможет школьникам провести подобные сборы для своих одноклассников.
Содержание проекта: Приложения № 1 — 6
Программа проекта «Гордись Отечеством своим»
10.00 — 10.10 — «Призывной пункт» (Звучат военные песни). Командир сдает рапорт: «Команда МАОУ «Тохтуевская СОШ» в составе 6 призывников и руководителя прибыла. Регистрационный лист доставлен … (ФИО руководителя)»
10.10 — 10.20 — Репетиция парада (Спортзал, порядок выхода команд)
10.20 — 10.30 — Сбор-запуск «Честь имею!» (Законы. Приложение № 1)
10.35 — 10.50 — «Хороша кашка, да мала чашка» (Завтрак)
10.50 — 11.10 — Подготовка к смотру строя, формы и песни.
11.10 — 12.00 — Парад (Приложение № 2)
12.00 — 12.20 — «Вертушка» (Приложение № 3)
12.20 — 13.40 — «Мы Отечество не выбираем» (Приложение № 4)
«Север» | «Юг» | «Запад» | «Восток» | |
«Быть человеком» | 12.20 | 12.40 | 13.00 | 13.20 |
«С песней по жизни» | 12.40 | 13.00 | 13.20 | 12.20 |
«Память сильнее времени» | 13.00 | 13.20 | 12.20 | 12.40 |
«Военный треугольник» | 13.20 | 12.20 | 12.40 | 13.00 |
13.40.-14.00 — «Хороша кашка, да мала чашка» (Обед)
14.00.-14.10 — Подготовка к боевым действиям (Теплая одежда для улицы, спортивная форма для спортзала)
14.15 — 14.30 — «Русский солдат — сам черт ему не рад» Приложение № 5 эстафета
Время | «Север» «Юг» | «Запад » «Восток» |
14.15-14.45 | «Лазертак» | «Русский солдат — сам черт ему не рад» |
14.55-15.25 | «Русский солдат — сам черт ему не рад» | «Лазертак» |
15.30 — 16.00 — «Честь имею!» (Приложение № 6)
16.00 — Отъезд «Труба зовет!»
Приложение №1
Сбор-запуск «Честь имею!»
Замполит: Внимание! Сегодня мы открываем коммунарский сбор «Гордись Отечеством своим!». В ноябре и декабре отмечаются Дни Неизвестного солдата, Героев Отечества, День воинской славы. Народ России всегда гордился своими воинами-защитниками: былинными богатырями и реальными людьми, такими, как Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и т.д. Слово предоставляется командиру части … (Командир представляет командный состав)
Командир части зачитывает приказы:
ПРИКАЗ № 1
«Приказываю во вверенной мне части:
1. Провести операцию «Один день армейской жизни».
2. Провести смотр строя и песни «Статен, строен, уважения достоин!».
3. Назначить экспертную группу по оценке строевой подготовки в составе … (ФИО сопровождающих преподавателей)
4. Назначить ответственными за «дембельский альбом» … (ФИО сопровождающих преподавателей)
— Командирам отрядов действовать согласно Законам коммунарского сбора и расписанию занятий, соблюдать режим дня и дисциплину».
ПРИКАЗ № 2
«С целью эффективной работы воинской части распределить призывников школ Соликамского района на отряды: «Север» (синие), отряд «Юг» (красные), отряд «Запад» (зеленые), отряд «Восток» (белые)».
— На сборе мы будем жить и работать по законам. (Зачитать законы)
Замполит знакомит с распорядком дня и составом части:
командир части – …. (ФИО),
замполит части – …. (ФИО),
запевала – … (ФИО),
начальник штаба части – … (ФИО),
ст. дежурный по части – … (ФИО),
Библиотека – красный уголок, медицинский кабинет – санчасть, спортзал – комната строевой и физической подготовки, столовая – солдатская чайная.
Приложение №2
Парад
Начальник штаба: Внимание! Отряды! На торжественное построение, посвященное смотру строя, шагом марш! (Построение отрядов в зале)
— Отряды! Равняйсь! Смирно! Командирам отрядов приготовиться и сдать рапорт! (Сдача рапортов)
«Товарищ начальник штаба! Отряд … (название или наименование ОУ) для проведения смотра строя и песни построен! Командир отряда … (фамилия, имя)
(После сдачи рапортов всеми отрядами начальник штаба сдает рапорт принимающему парад)
— Товарищ главнокомандующий! Отряды школ Соликамского района к смотру строя и песни готовы! Начальник штаба … (фамилия, имя)
Главнокомандующий: Всегда Россия славилась своими защитниками – от солдат до генералов. Из века в век, из поколения в поколение передаются славные воинские традиции, которые мы учимся чтить с самого детства! А будущее нашей армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. Сегодня вам предстоит проявить свою ловкость, выносливость, силу духа. Вы готовы к испытаниям?! Тогда желаю вам удачи!
Начальник штаба: Отряды, равняйсь! Смирно! Равнение на флаг! Флаг Российской Федерации внести! (Звучит гимн РФ)
Главнокомандующий: Внимание! Участники смотра, равняйся! Смирно! Смотр строя и песни объявляется открытым.
(Команды представляют разные рода войск)
Главнокомандующий: Парад окончен. Отряды, направо! В актовый зал шагом марш!
Приложение №3
«Вертушка»
(Время проведения 20 мин, этап по 5 минут, переход по свистку)
- «Косичка». Плетение косы из канатов.
- «Ковер дружбы». Всей командой встать на туристическую пенку, не касаясь руками, перевернуть ее на другую сторону, переместившись всей командой.
- «Миг удачи». Команда встает в две шеренги на расстоянии метра друг от друга. Берет в руки гимнастические палки и перекатывает через строй шайбу.
- «Колесо фортуны». Игроки встают в круг, держа в руках гимнастические палки. По хлопку переход по кругу, стараясь поймать палку соседа.
Приложение №4
«Мы Отечество не выбираем!»
«Быть человеком»
Что является самой большой ценностью для человека? Жизнь. Своя, чужая. Жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Великая Отечественная война – одно из самых ужасных, тяжких испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжесть и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. И не случайно в такие тяжелые времена обостряются все человеческие качества. Как хорошие — сострадание, доброта, понимание, желание помочь; так и плохие – предательство, жадность, злость, жестокость.
Когда мы учились в школе, для нас устраивали перед праздником Победы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. И вот на одной из таких встреч пришедший ветеран рассказал такую историю.
В одну из освобожденных от немцев деревень вошли советские войска. Они подошли к колодцу, чтобы напиться воды, но увидели страшную картину: колодец был набит убитыми детьми. Вот пример того, какие зверства творили фашисты.
Дети и война – два самых несовместимых понятия. В тот летний день, 22 июня 1941 года, люди занимались обычными делами: дети играли на улицах, в парках; старшеклассники готовились к выпускному вечеру, строили планы на будущее. Они даже не подозревали, что всё это скоро кончится, и самым страшным произносимым словом станет слово — война. У целого поколения молодых людей, рожденных с 1928 по 1945 год, украли детство, надежды, мечты.
Уже в декабре 1941 года в город Соликамск прибывает эшелон с эвакуированными детьми. Десятки лошадей в упряжках прибыли в Соликамск за напуганными ребятишками. Мороз наступал все сильней и сильней. Заботливые колхозницы привезли с собой одеяла, тулупы, шубы. Истощенных и обессиленных детей, как полешки, укладывали в сани и накрывали шубами и тулупами. И потянулись по дороге обозы в села и деревни: Половодово, Вильву, Касиб, Мошево, Володино.
Вот что вспоминали половодовцы о тех событиях: «Прибывшие ленинградские дети были разного возраста, их распределили по всем классам. Запомнилось, что они были очень голодные. Некоторые были с родителями, эвакуированными воспитателями, учителями и другим персоналом. Жили ленинградцы в интернате. На переменах ребята рассказывали, как они ехали, как их бомбили по дороге. Удивляли нас и рассказы о Ленинграде, о больших домах в этом городе. Мы не очень-то верили, потому что таких зданий никогда не видели».
Старейшая учительница Надежда Васильевна Сафоклова, работавшая в Касибском детском доме, рассказала горький эпизод той поры: «До сих пор не могу забыть день, когда из интерната уезжали ребята, чьи родные были живы. Те же, кто оставался, бежали за обозами, плакали, кричали… У нас, учителей и воспитателей, слезы на глазах, даже у мужчин…».
В музее одной из самых старейших школ Половодовской бережно хранятся послевоенные письма детей, вернувшихся в Ленинград. (Зачитать отрывок из письма). О многом говорят эти строки. Пережив много трудностей, дети не растеряли доброту, дружбу, душевность.
Война закончилась. Не всем удалось вернуться домой. Многие матери и жены до конца своих дней надеялись, верили и ждали. Ждали, что их мужья, сыновья, любимые обязательно вернутся. Вот еще одна история о любви и верности.
В одной из деревень нашего района у одной женщины муж пропал без вести на войне. В деревенском доме в окнах ставят двойные рамы. Летом одну раму убирают, а на зиму снова ставят на место. Так эта женщина не вставляла в окно одну раму до конца своих дней, так как ждала, надеялась, верила, что когда-нибудь муж вернется и обязательно постучит в окошко. Она говорила, если я вставлю раму, я могу не услышать, когда он постучит.
Много еще нерассказанных историй. Многое вы узнаете сами. Мира вам над головой и чистого неба!
«С песней по жизни» (Разучивание песни Марка Тишмана «Вперед, Россия!»)
«Память сильнее времени»
В школе прошла встреча с Соликамской писательницей и поэтессой Ольгой Ивановной Суховой, которая представила вниманию старшеклассников фильм-монолог «Память сильнее времени». Просмотренный фильм оставил глубокий эмоциональный след в душах зрителей разных возрастов. Стихи о Великой Отечественной войне, стихи о войнах в наши дни — Афганистан, Чечня. Не остались в стороне и события, происходящие в наши дни в Украине.
«Военный треугольник»
(Звучит запись стихотворения Э.Асадова «Маме»)
Ведущий: Нет такой семьи в нашей стране, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Желтые треугольники были залогом того, что приславший их — сын, брат, муж, любимый — жив и здоров. Когда же переставали приходить письма, становилось страшно: значит, человек попал в беду, пропал без вести или убит.
Память о тех днях хранят письма военных лет. В них было все: фотографии — если была возможность сняться у фронтового фотографа; короткие скупые рассказы о войне; пожелтевшие вырезки из фронтовых газет; слова признания и любви близким. Словом, в них была заключена на тот момент — жизнь!
Письма солдат. Сколько радости, надежды приносил в семьи долгожданный, сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два коротких слова: «Я жив».
(Звучит запись стихотворения К. Симонов «Жди меня»)
Во многих семьях бережно хранятся пожелтевшие, стершиеся от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные быстрым почерком, как правило, карандашом листочки с выцветшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Вот перед нами настоящие письма с фронта: в них воспоминания о мирном времени, забота о близких, тоска по родному дому… (Дети читают письма)
Вот еще одно из писем. «Прощай, дорогая мамочка! Это моё предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей. Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые ещё только растут, что был у тебя сын и что он не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.
Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия. Целую в последний раз крепко-крепко! Твой сын Олег».
Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. У каждого военного треугольника своя история: грустная или веселая. Давайте сейчас восстановим связь с тем временем: напишите письмо на фронт. Своему деду, прадеду, просто русскому солдату, который шел в бой не за награды, а во имя завтрашнего дня. Что бы вы хотели ему сказать из будущего? За что поблагодарить? О чем рассказать?
(Дети пишут письма)
Письма готовы, попробуем свернуть тот самый долгожданный военный треугольник и напишем, от кого и кому оно предназначено.
(Письма помещаем на выставке «Письмо на фронт» в фойе)
Приложение № 5
Эстафета «Русский солдат — сам черт ему не рад»
1. «ОЗК». Задача: надеть на себя общевойсковой защитный комплект за 3 минуты. Штраф, не уложившимся во времени.
2. «Меткий стрелок». Задача: подойти к линии старта, отжаться 3 раза, закинуть мяч в корзину (расстояние 4 метра). Учитывается количество попаданий.
3. «Дартс».
4. «Минное поле». Задача: проползти под веревками с колокольчиками с рюкзаком на спине, не задев висящие колокольчики. (Задел – взорвался). Участвует вся команда.
5. «Дышите глубже». Задача: за 30 секунд надуть 24 воздушных шара. Учитывается количество надутых шаров. Минус — лопнувшие шары.
6. «Скакалка». Задача: надев маску-«лепесток», проскакать на скакалке 1 минуту. Сбившийся приносит минус своей команде.
7. «Тоннель». Задача: проползти по тоннелю, толкая перед собой большой мяч.
Приложение №6
«Честь имею». Закрытие сбора (в актовом зале)
Замполит: Закончились наши сегодняшние испытания. Отряды! Равняйсь! Смирно! При прослушивании гимна России стоять смирно. (Звучит гимн)
ПРИКАЗ №3 по в/ч:
1. Командному составу и составу отрядов объявить благодарность за успешное выполнение учебной и боевой подготовки.
2. Отметить участников коммунарского сбора «Гордись Отечеством своим!» благодарственными письмами.
3. Наградить участников коммунарского сбора «Гордись Отечеством своим!» Георгиевскими лентами.
— Сегодня на одной из станций вы разучивали песню Марка Тишмана «Россия, вперед!». Пришло время ее исполнить.
(Орлятский круг)
— Объявляется минута молчания в честь павших в годы Великой Отечественной войны.
(Зажжение георгиевской свечи)
Замполит: Пришло время оформить «Дембельский альбом»
(Раздать каждому участнику ручку и лист бумаги, на котором тот пишет отзыв о прожитом дне)
Любите Родину, любите
Россию – Родину свою!
Ей честь и славу возносите
И в перемирьях, и в бою.
Во дни истории свершений,
Во дни потерь, во дни побед
Россия – книга откровений –
Вам дарит свой все зримый свет.
Прекрасен мир, велики страны,
Но есть средь них одна, что – мать,
Способная и боль, и раны
Своей любовью пеленать –
Россия! Та, что неподъёмный
Свой Крест безропотно несёт.
Тот самый – никогда несъёмный –
Тот, что однажды мир спасёт!
Замполит: До новых встреч!
Список использованных источников:
-
- Видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=8igAI3QQI5Q),видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=zzoYMKcupEI), видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=8BXYCxbZaX4
- http://babyka.ucoz.ru/publ/klassnye_chasy/pisma_s_fronta_dlja_uchenikov_8_9_klassov/3-1-0-1
- Терентий Травкин «Славься, Отечество»