«Гордись Отечеством своим»


Педагогический проект малого коммунарского сбора


Головинова М.П., учитель истории и обществознания МАОУ «Тохтуевская СОШ» Соликамский район, Пермский край
Лишеленко И.В., заместитель директора по воспитательной работе
Матвеева И.Н., педагог-организатор


Практико-ориентированный краткосрочный проект «Гордись Отечеством своим» разработан для решения одной из важнейших задач школы – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Современная ситуация в мире и России проверяет на прочность духовную стойкость, гражданственность и патриотизм общества и, прежде всего, молодежи. Недооценка патриотизма как составляющей воспитательного процесса приводит к ослаблению социальных, духовных и культурных основ нашего общества и государства. Этим определяется ключевая роль патриотического воспитания в общей системе воспитания молодежи России.
Основная цель патриотического воспитания в школе – создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности, так как именно детство и юность самая благодатная пора для формирования лучших качеств гражданина.
В нашей школе накоплен положительный опыт по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Создав творческую группу, мы решили поделиться опытом работы в данном направлении с коллегами из района, а формой проведения стал малый коммунарский сбор.

Цели проекта:
— пробудить у обучающихся чувство любви к Родине;
— приобщить их к социальным ценностям – патриотизму, исторической памяти, гражданственности, долгу;
Для достижения цели в рамках коммунарского сбора предусмотрены: парад-смотр строя, формы и песни; военизированная эстафета; лазертак. Обучающиеся узнают о военном прошлом своего края — Соликамского района; разучат песню «Вперед, Россия» и многое другое.
Партнеры: заместитель начальника ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 полковник внутренней службы Владимир Николаевич Бородин, Соликамская писательница и поэтесса Ольга Ивановна Сухова, привлечены преподаватели школы и актив Совета старшеклассников.
Целевая аудитория. Проект был реализован на базе Тохтуевской средней общеобразовательной школы. Его участниками стали 80 человек: обучающиеся 7-9 классов и учителя из 10 школ Соликамского района.
Ожидаемые результаты. Ребята оставили добрые, хорошие отзывы о нашем мероприятии. Надеемся, в сердце каждого поселилось чувство ответственности и гордости за свое Отечество, а полученный опыт поможет школьникам провести подобные сборы для своих одноклассников.
Содержание проекта: Приложения № 1 — 6

Программа проекта «Гордись Отечеством своим»

10.00 — 10.10 — «Призывной пункт» (Звучат военные песни). Командир сдает рапорт: «Команда МАОУ «Тохтуевская СОШ» в составе 6 призывников и руководителя прибыла. Регистрационный лист доставлен … (ФИО руководителя)»
10.10 — 10.20 — Репетиция парада (Спортзал, порядок выхода команд)
10.20 — 10.30 — Сбор-запуск «Честь имею!» (Законы. Приложение № 1)
10.35 — 10.50 — «Хороша кашка, да мала чашка» (Завтрак)
10.50 — 11.10 — Подготовка к смотру строя, формы и песни.
11.10 — 12.00 — Парад (Приложение № 2)
12.00 — 12.20 — «Вертушка» (Приложение № 3)
12.20 — 13.40 — «Мы Отечество не выбираем» (Приложение № 4)

«Север» «Юг» «Запад» «Восток»
«Быть человеком» 12.20 12.40 13.00 13.20
«С песней по жизни» 12.40 13.00 13.20 12.20
«Память сильнее времени» 13.00 13.20 12.20 12.40
«Военный треугольник» 13.20 12.20 12.40 13.00

13.40.-14.00 — «Хороша кашка, да мала чашка» (Обед)
14.00.-14.10 — Подготовка к боевым действиям (Теплая одежда для улицы, спортивная форма для спортзала)
14.15 — 14.30 — «Русский солдат — сам черт ему не рад» Приложение № 5 эстафета

Время «Север» «Юг» «Запад » «Восток»
14.15-14.45 «Лазертак» «Русский солдат — сам черт ему не рад»
14.55-15.25 «Русский солдат — сам черт ему не рад» «Лазертак»

15.30 — 16.00 — «Честь имею!» (Приложение № 6)
16.00 — Отъезд «Труба зовет!»

Приложение №1
Сбор-запуск «Честь имею!»

Замполит: Внимание! Сегодня мы открываем коммунарский сбор «Гордись Отечеством своим!». В ноябре и декабре отмечаются Дни Неизвестного солдата, Героев Отечества, День воинской славы. Народ России всегда гордился своими воинами-защитниками: былинными богатырями и реальными людьми, такими, как Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и т.д. Слово предоставляется командиру части … (Командир представляет командный состав)

Командир части зачитывает приказы:
ПРИКАЗ № 1
«Приказываю во вверенной мне части:
1. Провести операцию «Один день армейской жизни».
2. Провести смотр строя и песни «Статен, строен, уважения достоин!».
3. Назначить экспертную группу по оценке строевой подготовки в составе … (ФИО сопровождающих преподавателей)
4. Назначить ответственными за «дембельский альбом» … (ФИО сопровождающих преподавателей)
— Командирам отрядов действовать согласно Законам коммунарского сбора и расписанию занятий, соблюдать режим дня и дисциплину».

ПРИКАЗ № 2
«С целью эффективной работы воинской части распределить призывников школ Соликамского района на отряды: «Север» (синие), отряд «Юг» (красные), отряд «Запад» (зеленые), отряд «Восток» (белые)».
— На сборе мы будем жить и работать по законам. (Зачитать законы)

Замполит знакомит с распорядком дня и составом части:
командир части – …. (ФИО),
замполит части – …. (ФИО),
запевала – … (ФИО),
начальник штаба части – … (ФИО),
ст. дежурный по части – … (ФИО),

Библиотека – красный уголок, медицинский кабинет – санчасть, спортзал – комната строевой и физической подготовки, столовая – солдатская чайная.

Приложение №2
Парад

Начальник штаба: Внимание! Отряды! На торжественное построение, посвященное смотру строя, шагом марш! (Построение отрядов в зале)
— Отряды! Равняйсь! Смирно! Командирам отрядов приготовиться и сдать рапорт! (Сдача рапортов)
«Товарищ начальник штаба! Отряд … (название или наименование ОУ) для проведения смотра строя и песни построен! Командир отряда … (фамилия, имя)

(После сдачи рапортов всеми отрядами начальник штаба сдает рапорт принимающему парад) 

— Товарищ главнокомандующий! Отряды школ Соликамского района к смотру строя и песни готовы! Начальник штаба … (фамилия, имя)

Главнокомандующий: Всегда Россия славилась своими защитниками – от солдат до генералов. Из века в век, из поколения в поколение передаются славные воинские традиции, которые мы учимся чтить с самого детства! А будущее нашей армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. Сегодня вам предстоит проявить свою ловкость, выносливость, силу духа. Вы готовы к испытаниям?! Тогда желаю вам удачи!
Начальник штаба: Отряды, равняйсь! Смирно! Равнение на флаг! Флаг Российской Федерации внести! (Звучит гимн РФ)
Главнокомандующий: Внимание! Участники смотра, равняйся! Смирно! Смотр строя и песни объявляется открытым.

(Команды представляют разные рода войск)

Главнокомандующий: Парад окончен. Отряды, направо! В актовый зал шагом марш!

Приложение №3
«Вертушка»

(Время проведения 20 мин, этап по 5 минут, переход по свистку)

  1. «Косичка». Плетение косы из канатов.
  2. «Ковер дружбы». Всей командой встать на туристическую пенку, не касаясь руками, перевернуть ее на другую сторону, переместившись всей командой.
  3. «Миг удачи». Команда встает в две шеренги на расстоянии метра друг от друга. Берет в руки гимнастические палки и перекатывает через строй шайбу.
  4. «Колесо фортуны». Игроки встают в круг, держа в руках гимнастические палки. По хлопку переход по кругу, стараясь поймать палку соседа.

Приложение №4
«Мы Отечество не выбираем!»

«Быть человеком»
Что является самой большой ценностью для человека? Жизнь. Своя, чужая. Жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Великая Отечественная война – одно из самых ужасных, тяжких испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжесть и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. И не случайно в такие тяжелые времена обостряются все человеческие качества. Как  хорошие — сострадание, доброта, понимание, желание помочь; так и плохие – предательство, жадность, злость, жестокость.

Когда мы учились в школе, для нас устраивали перед праздником Победы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. И вот на одной из таких встреч пришедший ветеран рассказал такую историю.
В одну из освобожденных от немцев деревень вошли советские войска. Они подошли к колодцу, чтобы напиться воды, но увидели страшную картину: колодец был набит убитыми детьми. Вот пример того, какие зверства творили фашисты.

Дети и война – два самых несовместимых понятия. В тот летний день, 22 июня 1941 года, люди занимались обычными делами: дети играли на улицах, в парках; старшеклассники готовились к выпускному вечеру, строили планы на будущее. Они даже не подозревали, что всё это скоро кончится, и самым страшным произносимым словом станет слово — война. У целого поколения молодых людей, рожденных с 1928 по 1945 год, украли детство, надежды, мечты.

Уже в декабре 1941 года в город Соликамск прибывает эшелон с эвакуированными детьми. Десятки лошадей в упряжках прибыли в Соликамск за напуганными ребятишками. Мороз наступал все сильней и сильней. Заботливые колхозницы привезли с собой одеяла, тулупы, шубы. Истощенных и обессиленных детей, как полешки, укладывали в сани и накрывали шубами и тулупами. И потянулись по дороге обозы в села и деревни: Половодово, Вильву, Касиб, Мошево, Володино.

Вот что вспоминали половодовцы о тех событиях: «Прибывшие ленинградские дети были разного возраста, их распределили по всем классам. Запомнилось, что они были очень голодные. Некоторые были с родителями, эвакуированными воспитателями, учителями и другим персоналом. Жили ленинградцы в интернате. На переменах ребята рассказывали, как они ехали, как их бомбили по дороге. Удивляли нас и рассказы о Ленинграде, о больших домах в этом городе. Мы не очень-то верили, потому что таких зданий никогда не видели».

Старейшая учительница Надежда Васильевна Сафоклова, работавшая в Касибском детском доме, рассказала горький эпизод той поры: «До сих пор не могу забыть день, когда из интерната уезжали ребята, чьи родные были живы. Те же, кто оставался, бежали за обозами, плакали, кричали… У нас, учителей и воспитателей, слезы на глазах, даже у мужчин…».
В музее одной из самых старейших школ Половодовской бережно хранятся послевоенные письма детей, вернувшихся в Ленинград. (Зачитать отрывок из письма). О многом говорят эти строки. Пережив много трудностей, дети не растеряли доброту, дружбу, душевность.

Война закончилась. Не всем удалось вернуться домой. Многие матери и жены до конца своих дней надеялись, верили и ждали. Ждали, что их мужья, сыновья, любимые обязательно вернутся. Вот еще одна история о любви и верности.
В одной из деревень нашего района у одной женщины муж пропал без вести на войне. В деревенском доме в окнах ставят двойные рамы. Летом одну раму убирают, а на зиму снова ставят на место. Так эта женщина не вставляла в окно одну раму до конца своих дней, так как ждала, надеялась, верила, что когда-нибудь муж вернется и обязательно постучит в окошко. Она говорила, если я вставлю раму, я могу не услышать, когда он постучит.
Много еще нерассказанных историй. Многое вы узнаете сами. Мира вам над головой и чистого неба!

«С песней по жизни» (Разучивание песни Марка Тишмана «Вперед, Россия!»)

 «Память сильнее времени»
В школе прошла встреча с Соликамской писательницей и поэтессой Ольгой Ивановной Суховой, которая представила вниманию старшеклассников фильм-монолог «Память сильнее времени». Просмотренный фильм оставил глубокий эмоциональный след в душах зрителей разных возрастов. Стихи о Великой Отечественной войне, стихи о войнах в наши дни — Афганистан, Чечня. Не остались в стороне и события, происходящие в наши дни в Украине.

«Военный треугольник»
(Звучит запись стихотворения Э.Асадова «Маме»)
Ведущий: Нет такой семьи в нашей стране, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Желтые треугольники были залогом того, что приславший их — сын, брат, муж, любимый — жив и здоров. Когда же переставали приходить письма, становилось страшно: значит, человек попал в беду, пропал без вести или убит.
Память о тех днях хранят письма военных лет. В них было все: фотографии — если была возможность сняться у фронтового фотографа; короткие скупые рассказы о войне; пожелтевшие вырезки из фронтовых газет; слова признания и любви близким. Словом, в них была заключена на тот момент — жизнь!
Письма солдат. Сколько радости, надежды приносил в семьи долгожданный, сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два коротких слова: «Я жив».

(Звучит запись стихотворения К. Симонов «Жди меня»)

Во многих семьях бережно хранятся пожелтевшие, стершиеся от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные быстрым почерком, как правило, карандашом листочки с выцветшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Вот перед нами настоящие письма с фронта: в них воспоминания о мирном времени, забота о близких, тоска по родному дому… (Дети читают письма)
Вот еще одно из писем. «Прощай, дорогая мамочка! Это моё предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей. Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые ещё только растут, что был у тебя сын и что он не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.
Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия. Целую в последний раз крепко-крепко! Твой сын Олег».
Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. У каждого военного треугольника своя история: грустная или веселая. Давайте сейчас восстановим связь с тем временем: напишите письмо на фронт. Своему деду, прадеду, просто русскому солдату, который шел в бой не за награды, а во имя завтрашнего дня. Что бы вы хотели ему сказать из будущего? За что поблагодарить? О чем рассказать?
 
(Дети пишут письма)

Письма готовы, попробуем свернуть тот самый долгожданный военный треугольник и напишем, от кого и кому оно предназначено.

(Письма помещаем на выставке «Письмо на фронт» в фойе)

Приложение № 5
Эстафета «Русский солдат — сам черт ему не рад»

1. «ОЗК». Задача: надеть на себя общевойсковой защитный комплект за 3 минуты. Штраф, не уложившимся во времени.
2. «Меткий стрелок». Задача: подойти к линии старта, отжаться 3 раза, закинуть мяч в корзину (расстояние 4 метра). Учитывается количество попаданий.
3. «Дартс».
4. «Минное поле». Задача: проползти под веревками с колокольчиками с рюкзаком на спине, не задев висящие колокольчики. (Задел – взорвался). Участвует вся команда.
5. «Дышите глубже». Задача: за 30 секунд надуть 24 воздушных шара. Учитывается количество надутых шаров. Минус — лопнувшие шары.
6. «Скакалка». Задача: надев маску-«лепесток», проскакать на скакалке 1 минуту. Сбившийся приносит минус своей команде.
7. «Тоннель». Задача: проползти по тоннелю, толкая перед собой большой мяч.

Приложение №6
«Честь имею». Закрытие сбора (в актовом зале)

Замполит: Закончились наши сегодняшние испытания. Отряды! Равняйсь! Смирно! При прослушивании гимна России стоять смирно. (Звучит гимн)

ПРИКАЗ №3 по в/ч:
1. Командному составу и составу отрядов объявить благодарность за успешное выполнение учебной и боевой подготовки.
2. Отметить участников коммунарского сбора «Гордись Отечеством своим!» благодарственными письмами.
3. Наградить участников коммунарского сбора «Гордись Отечеством своим!» Георгиевскими лентами.

— Сегодня на одной из станций вы разучивали песню Марка Тишмана «Россия, вперед!». Пришло время ее исполнить.

(Орлятский круг)

— Объявляется минута молчания в честь павших в годы Великой Отечественной войны.

(Зажжение георгиевской свечи)

Замполит: Пришло время оформить «Дембельский альбом»

(Раздать каждому участнику ручку и лист бумаги, на котором тот пишет отзыв о прожитом дне)

Любите Родину, любите
Россию – Родину свою!
Ей честь и славу возносите
И в перемирьях, и в бою.

Во дни истории свершений,
Во дни потерь, во дни побед
Россия – книга откровений –
Вам дарит свой все зримый свет.

Прекрасен мир, велики страны,
Но есть средь них одна, что – мать,
Способная и боль, и раны
Своей любовью пеленать –

Россия! Та, что неподъёмный
Свой Крест безропотно несёт.
Тот самый – никогда несъёмный –
Тот, что однажды мир спасёт!

Замполит: До новых встреч!

 

Список использованных источников:

    1. Видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=8igAI3QQI5Q),видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=zzoYMKcupEI), видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=8BXYCxbZaX4
    2. http://babyka.ucoz.ru/publ/klassnye_chasy/pisma_s_fronta_dlja_uchenikov_8_9_klassov/3-1-0-1
    3. Терентий Травкин «Славься, Отечество»