«Путешествие в мир профессий»

Деловая игра для учащихся 8-9 классов

Цели: помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.
Подготовка: учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается придумать название и эмблему в соответствии с темой игры.

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья!
Ведущий 2: Здравствуйте.
Ведущий 1: Современный мир — постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека.
Ведущий 2: Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Ведущий 1: Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие — земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других — наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Ведущий 2: Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Ведущий 1: Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену — торговцы и купцы.

Ведущий 2: Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.
Ведущий 1: В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой требований к человеку можно назвать профессией.

Ведущий 2: Профессия — это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Ведущий 1: Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Ведущий 2: Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам.

Ведущий 1: Поэтому мы предлагаем немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Разминка-юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач ➙ в — медицинский работник (врач).
Сопло ➙ п — дипломатический представитель (посол).
Терка ➙ а — театральная и кинематографическая профессия (актер).
Марля ➙ м — «разноцветный» рабочий (маляр).
Фиакр ➙ ф — волшебная цирковая профессия (факир).
Кредитор ➙ д — руководитель предприятия (директор).
Старина ➙ с — младший медицинский рабочий (санитар).
Водосток ➙ с — животноводческая профессия (скотовод).
Авдотка ➙ а — юридическая профессия (адвокат).
Травинка ➙ а — продавец старины (антиквар).
Альков ➙ к — мастер ручной ковки (коваль).

Кроссворд по теме «Профессии»

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали. 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

Что это за профессия?

Ведущий 2: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Сейчас мы это проверим. Из трех предложенных ответов только один является правильным.

1. Логист — …
а) занимается логикой;
б) специалист по управлению транспортировкой продукции;
в) организует конференции и научные саммиты.
Комментарий. Логист — специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер — …
а) работает на компьютере;
б) разрабатывает программы;
в) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. Веб-мастер — разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог — …
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) тот, кто изучает рынок;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Комментарий. Маркетолог — тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер — …
а) ищет деньги и возможности для организации;
б) фанат, которого занимает звезда;
в) изучает пути развития предприятий.
Комментарий. Фандрайзер — ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент — …
а) связан с политикой;
б) специалист по связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. PR-агент — специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер — …
а) философ;
б) парикмахер;
в) имидж-консультант.
Комментарий. Имиджмейкер — специалист по созданию имиджа — образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж — вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

Подумай — посчитай

Ведущий 1: В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

(Игрокам обеих команд предлагается посоревноваться в решении весьма сложных задач — ответить на семь вопросов классического теста, используемого большинством американских и западноевропейских фирм при приеме на работу новых сотрудников. Время обдумывания каждого задания около трех минут)

1. Запишите цифру, являющуюся логическим продолжением ряда: 2, 7, 24, 77… (238. Каждое число умножаем на три и прибавляем к нему нечетное по возрастающей, начиная от единицы, то есть 1, 3, 5 и т.д. Отсюда: 77 х 3 + 7 = 238)

2. В каждой группе назовите лишнее слово:
а) Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит — это млекопитающее)
б) Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава, Бонн. (Нью-Йорк — единственный город в группе, не являющийся столицей)
в) Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются слова «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А)

3. Вставьте пропущенное число: 8, 10, 14, … 34, 50, 66. (26. Числа через одно получаются путем удваивания и вычитания из полученного результата дойки: 8 х 2 — 2 = 14; 10 х 2 — 2 = 18; 14 х 2-2 = 26 и т. д.)

4. Как нужно трижды записать цифру «3», чтобы получилось в итоге «4»? (3:3 + 3 = 4)

5. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

Хозяйка, владелец, строй.
Город, машина, змея, вой, мужчина, страх.

(К слову «вой» и каждому слову верхнего ряда можно добавить корень «домо»)

Выбор сделай сам

Ведущий 2: Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Предлагаем вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь повысить оценку, будьте строги к самому себе. Поставьте оценку ту, которая отражает ваши реальные умения: 5 — очень хорошо, 4 — хорошо, 3 — средне, 2 — ниже среднего.

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-либо проблемы.
2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.
3. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.
4. Я знаю, что жду от моей будущей профессии: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.
5. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что уверен в себе.
6. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.
7. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.

Блиц-опрос

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
а) Агния Барто;
б) Сергей Михалков;
в) Джанни Родари.

2. Где работает брокер?
а) в банке;
б) на бирже;
в) на ипподроме.

3. За чем мужчина обращается к флористу?
а) за табаком;
б) за цветами;
в) за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в средние века успешно заменяли врачей?
а) кузнецы;
б) цирюльники;
в) алхимики.

5. Где работает крупье?
а) в казино;
б) на конюшне;
в) на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
а) культиватор;
б) культуролог;
в) культурист.

7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
а) трубочист;
б) шахтер;
в) нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
а) физиотерапевт;
б) гипнотизер;
в) анестезиолог.

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?
а) посудомойка;
б) сторож;
в) учитель (шкраб — школьный работник).

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
а) монтажер;
б) монтер;
в) монтажист.

11. Что делает визажист?
а) визы;
б) пластические операции;
в) макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
а) спикер;
б) конферансье;
в) диктор.

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
а) прокурор;
б) адвокат;
в) нотариус.

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
а) прокурор;
б) адвокат;
в) следователь.

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
а) провизор;
б) прозектор;
в) проректор.
 
Ведущий 2: Итак, наш классный час подошел к концу, пришло время подводить итоги.

(Дети усаживаются в круг)

Ведущий 1: Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

  1. Любой ли профессией может овладеть человек?
  2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?
  3. Что такое склонность, интерес?
  4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?
  5. Способности — дар природы или результат труда человека?

(Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями)

Ведущий 2: Спасибо всем за размышления. На этом наш классный час закончен. До свидания.

Источник: redkopilka.ru