«Дорожи своим здоровьем»

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение

Русакова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №9, г.Димитровград, Ульяновская область


Цели урока:
— углубить сведения учащихся о рассуждении;
— развивать умение учащихся, использовать в сочинении элементы рассуждения;
— вырабатывать умения составлять текст-рассуждение по сложному плану;
— воспитывать бережное отношение к здоровью,
— формировать у подростков стереотип здорового образа жизни.

Оборудование: оформление доски, стендов
Эпиграф: «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». (Г.Гейне)
Структурная схема: Т-мысль, которую надо доказать, используя выражения: по-моему, я думаю, убежден, мне кажется; Д-факты, подтверждающие правильность тезиса (во-первых, во-вторых, например, чтобы убедиться, почему же); В-итог рассуждения (поэтому, итак, следовательно, так как, словом, всё это, значит)
Сложный план:
Тезис
а)
б)
Доказательства
а)
б)
в)
Вывод
а)
б)
Стенд (слева от доски):
Словарное табло:
— здоровье,
— вакцина,
— грипп,
— поликлиника,
— эпидемия,
— иммунитет,
— профилактика,
— инфекции.
Стенд (справа от доски): выставка книг о здоровье человека
Афоризмы о здоровье:
* «Здоровье дороже богатства», Д. Рей
* «Счастье заключается в здоровье», Г. Куртис
* «Сила воли помогает лучше всех лекарств», М.Горький
* «Гимнастика очищает организм», Гиппократ
* «Здоровье дороже золота», В. Шекспир
* «Хороший человек должен беречь себя», М. Горький
* «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно», Л.Н.Толстой

1. Слово учителя (тема, цель, задачи урока)
— Итак, продолжаем вести разговор о той единственной красоте человека, которая называется здоровьем. Ваша задача — оформить свои мысли о сохранении здоровья в виде сочинения-рассуждения, углубить сведения о сочинении-рассуждении, повторить типы речи, структуру сочинения-рассуждения.

2. Проверка домашнего задания
* Работа со словарём (значения слов и словосочетаний).
Здоровье — это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие части: высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, уверенность в себе.
Здоровый образ жизни — такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.

3. Словарно-орфографический диктант (Словарное табло)
— Что необходимо включать в здоровый образ жизни? (в тетрадях число, тема урока).
— Об этом шла речь на предыдущем уроке. Вспомним слагаемые успеха здоровья. (Запись в тетрадях: это двигательная активность, умение регулировать своё психологическое состояние, правильное питание, четкий режим жизни, отказ от вредных привычек, ответственность человека за здоровье).
— Объясните правописание слов: правильное, состояние.

4. Повторение
* Структура сочинения-рассуждения
* Какие темы сочинений вы знаете?
* Какие типы речи знаете? (описание, повествование, рассуждение)
* Чем рассуждение отличается от описания и повествования? (Рассуждение — это тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, причины их свойств и действий, даётся оценка).
* Структурная схема сочинения-рассуждения (прочитать, обратить внимание на вводные слова и знаки препинания при них).

5. Физкультминутка: упражнения на внимание (проводит учитель).

6. Коллективная работа над (сложным) планом  к теме: «Дорожи своим здоровьем».
1) Тезис. Я убеждён, что каждый человек должен беречь себя, своё здоровье, так как, по-моему, здоровье – главное условие жизни.
2) Доказательства. Моё отношение к здоровому образу жизни. От чего зависит успех здоровья?
* Двигательная активность.
* Умение управлять собой.
* Правильное питание.
* Четкий режим дня.
* Отказ от вредных привычек.

7. Вывод
* Хорошо ли я забочусь о своём здоровье?
* Всё в твоих руках (об ответственности каждого человека за своё здоровье).

8. Вариант сложного плана
Тезис. Каждый человек должен беречь себя, своё здоровье.
Доказательства. От чего зависит успех здоровья?
* Спорт очищает организм (или гимнастика).
* Режим дня — успешное условие здоровья человека.
* Найти себе увлечение.
* Что делать, если заболел…
* Как я отношусь к рекомендациям врачей, родителей.
Итог:
* Здоровый человек — счастливый человек.
* Сила воли помогает лучше всех лекарств.

8. Рекомендации учителя в помощь учащимся
Используйте информацию о здоровом образе жизни, услышанную на классном часе, напишите о своих знаниях, умениях по этому вопросу, украсьте работу афоризмами, эпиграфом, пословицами, поговорками.
В целом работа должна быть чёткой, грамотной; в ней должно всё быть подчинено теме, написано литературным языком.

9. Учитель о себе (что бы написала я)
* О зарядке.
* О рациональном питании.
* О режиме дня.
* Семья и здоровье.

10. Работа над сочинением-рассуждением
Обработка черновых материалов

11. Зачитывание работ по желанию учащихся (учащиеся слушают и рецензируют работу товарища).

12. Домашнее задание: написать работу по данной теме в чистовике.

— Итак, спасибо за внимание, давайте будем умными, не вырабатывайте плохих привычек, тогда будете всегда здоровы, счастливы, удачливы, внешне привлекательны.