«Что есть красота?»

Классный час для среднего звена

Чиркова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Поливаново, Барышский район, Ульяновская область


 

 

(Слайд 1: Настроение)

 

 

 

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Начнем урок с игры, которая называется «Обмен настроением». Перед вами словарик прилагательных, описывающих ваше настроение. Выберите то, которое подходит вам на данный момент, и объясните свой выбор.

Словарик настроений:

  1. Ожидающее.
  2. Спокойное.
  3. Приподнятое.
  4. Ликующее.
  5. Таинственное.
  6. Радостное.
  7. Чудесное.
  8. Весёлое.
  9. Бодрое.
  10. Грустное.
  11. Праздничное.

– Ребята, а что поднимает настроение? От чего это зависит? (С кем ты общаешься, в какой обстановке находишься, что тебя окружает, что тебе сообщают и прочее). Мне хочется, ребята, чтобы у вас всегда было отличное настроение!

Если мы видим что-то красивое,
То лица становятся сразу счастливыми.
Настроение поднимается
И всё ладится, получается.

— Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о красоте. Что такое красота? Какая она бывает?

(Слайд 2 с текстом: Что такое красота?)

– А что же такое красота? (Дети высказывают свои предположения). Обратившись за помощью в толковый словарь Ожегова, можно получить более точное определение данного слова.

(Слайд 3: словарь Ожегова)
1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение (например, красота русской природы).
2. Красивые, очень прекрасные места (в природе, в художественных произведениях. Например, красоты юга).
3. О чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем.

Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче. Сегодня на уроке мы поговорим о красоте, которая нас окружает.

Что такое красота?
У каждого она своя!
(Слайд 4) Это радуга-дуга,
Разноцветная игра.
(Слайд 5) Летний дождик, шум листвы
И кувшинка у воды.
(Слайд 6) Зимой другая красота,
Белоснежная она:
Это звездочки-снежинки,
(Слайд 7) Зайчик белый у осинки.
Лед блестящий в серебре
(Слайд 8) И узоры на окне.
Что такое красота?
У каждого она своя!

Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайте попробуем разобраться в этом…

 

-Вот матрешка. Вы с ней уже знакомы. Она красивая?
Была она неструганым
Обычным чурбачком,
А стала русской куклою
С круглящимся бочком.

 

— А вот шаль. Она красивая?  (Слайд 9)

Будто чудная жар-птица
Крыльями взмахнула.
Это красная девица
Головой качнула.
На головке был надет
Яркий, будто самоцвет –
Квадрат ткани расписной,
Разноцветный, с бахромой.

 

 

(Слайд 10: Татарский костюм)

— А красив ли этот татарский костюм?
Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм мы можем увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.
Татарский костюм вбирает в себя многие виды декоративного творчества народа. Это и ткачество, и вышивка, и золотое шитье, и художественная обработка кожи. А какой костюм обходится без ювелирных украшений? Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом костюма.

 

(Слайд 11: Розы)

— Посмотрите теперь на это чудо. Роза – королева цветов! Какие нежные оттенки на лепестках! Приглядитесь, и вам покажется, что она сияет.
Роза – символ милосердия, душевной чистоты и возвышенной любви. Не такая ли дивная роза побудила художника к созданию узоров на русских шалях и сарафанах матрешек?

 

(Слайд 12: Картины)

— А теперь обратим внимание на живопись. Посмотрите на эти репродукции. Умели ли авторы этих картин примечать прекрасное в жизни? Посмотрите, какие краски нашел Николай Иванович Осенев, чтобы передать всю прелесть русской природы в период золотой осени.

Исаак Ильич Левитан сумел изобразить, как лучи солнца проникают сквозь густую листву, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы.

Рылов всегда поражает торжественной красотой изображаемой им природы. Тайга во всем ее зимнем великолепии. Огромные деревья увязли в глубоких сугробах. Их ветви гнутся под тяжелыми шапками снега. Высокие ели стоят плотной стеной, отбрасывая на снег синие тени. Это же чудо!

(Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»)

Кто-то из вас загрустил. У кого-то на сердце стало теплее, кто-то, может быть, увидел звездное небо или вечерний закат. Великий композитор Бетховен, автор «Лунной сонаты», жил очень давно, но мы слушаем его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту в звуках.

— Мы говорили с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим о красоте человеческой души. Давайте поразмыслим: в чем заключается понятие красоты человека?

А если это так, то что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)

— Что важнее, красота внешняя (сосуд, оболочка) или красота души, т. е. огонь, который горит внутри нас. Можно ли стать красивее, вертясь целые дни у зеркала?
У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем этот рассказ.

Красивые слова и красивые дела
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: «Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…»
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова: «Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…»
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не _______. Красивы ________.

— Красивые слова говорили два товарища? Стало ли теплее от них промокшему мальчику? Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? В последних двух предложениях спрятана главная мысль этого рассказа. Давайте с вами закончим их. (Красивы не слова. Красивы дела).

— Посмотри, как красив окружающий нас мир! Он красив во всех своих проявлениях. Прекрасен первый голубой подснежник, расцветающий на проталинке. Красивы семь цветов радуги, появляющихся на небе после грозы в июне. Великолепен ковер из разноцветных листьев, покрывающий осенние дорожки парка. А как красив на солнце серебристый пушистый снег!
Все, что происходит вокруг нас в природе, прекрасно. Надо только уметь видеть и беречь эту красоту — как она разнообразна! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.

— Как мы можем умножить красоту в этом мире? (Делать добро). Вот послушайте несколько строк из стихотворения.
Жить прекраснее всегда
С красотою вместе.
Идем по жизни с красотой
Как-будто с доброй песней.

(Звучит песня «Дорогою добра»)

«Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой». Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный — восторженное;
оранжевый — радостное, теплое;
желтый — светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий — неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый — тревожное, напряженное;
черный — упадок, уныние.